Презентация исследовательской работы Сколько весит здоровье школьника


Исследовательская работа «МОЕ ЗДОРОВЬЕ»По теме:«Сколько весит здоровье школьника?»Авторы работы: учащиеся 2 «Г» класса МБОУ Бутурлиновская СОШУчитель начальных классов – Осипова Елена Александровна Цель:Активизировать познавательную деятельность учеников при изучении темы «Человек», обратить внимание на сбережение своего здоровья (осанки) путем ежедневного контроля тяжестей за спиной.Задачи:1. Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.2. Описать, как влияют тяжелые ранцы на растущий организм ребенка, к каким последствиям это приводит.3. Доказать, что тяжелый портфель вредит здоровью.4. Предложить свои способы решения проблемы. Объект, предмет и база исследования:Объект исследования: человек.Предмет исследования: осанка школьника – основа здоровья.Участники исследования: учащиеся 2 «Г» класса.Гипотеза исследования:Мы предполагаем, что тяжелый ранец вредит здоровью.Методы исследования:Анализ; опрос; наблюдение; сбор информации из книг, журналов, газет; эксперимент. Результаты исследования:«А что у вас, ребята, в рюкзаках?» Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время занятий, не соответствующая росту мебель, неудобная обувь и одежда. В группу риска входят близорукие, быстрорастущие дети, а также дети с частыми болями в животе.Осанку школьникам портят тяжелые ранцы и особенно – портфели. Регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь. Выбираем ранецКонечно, ранец предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны. Но как его правильно выбрать? Ведь магазины и рынки предлагают так много разных вариантов!При покупке следует обращать внимание не только на красоту и яркость, но прежде всего на функциональные качества. Для изготовления ранцев сейчас, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть легкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобными для очистки. Для наших холодных зим важно еще и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет и будет напоминать ледяную корку. Да и срок службы такого ранца невелик. Чаще всего подобными недостатками страдают рюкзаки и сумки, которые привозят к нам из тех стран, где круглый год лето. На все есть свои нормыГод от года школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования, проведенные в ряде школ, показали, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы, как правило, достигает 5–6 кг, что в 2,5–3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также с большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений. С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы – «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся:– 1–4-х классов – 300 г;– 5–6-x классов – 400 г;– 7–8-х классов – 500 г;– 10–11-х классов – 600 г. Угроза за спинойПодавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела!Ученые в ходе эксперимента оснастили лямки ранцев специальными датчиками и контролировали детей, которые носили поклажу, весившую 10, 20 и 30% веса их тела. Выяснилось, что чем тяжелее она была, тем выраженнее становились боли в спине. Начиная с 20% давление ранца на левое плечо достигало 70 мм рт. ст., а на правое – 110 мм рт. ст. Это в 2–3 раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме! А средний вес школьного ранца обычно составляет 22% веса ученика.Кроме того, перекос правого плеча ведет еще и к нарушениям осанки. Наш экспериментИзучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент и в своем классе. В эксперименте участвовало 23 человек.План эксперимента1. Узнать у медицинского работника школы информацию о состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят нашего класса.2. Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников нашего класса.3. Проверить вес учебных пособий, необходимых по программе, и сравнить их с гигиеническими нормами.4. В течение недели наблюдать за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками.5. Подвести итоги по позициям:– самый легкий портфель;– самый тяжелый ранец;– самый тяжелый ранец с принадлежностями;– самый легкий ранец с принадлежностями;– самый тяжелый учебник;– самый «тяжелый» учебный день;– самый «легкий» учебный день.6. Дать рекомендации детям, родителям и учителям.Проанализировав личные карточки учеников с медицинским работником школы, мы увидели, что проблема с опорно-двигательной системой у нас в классе стоит очень остро:2 - человека с нарушением осанки;3 - человека со сколиозом;19 - человек здоровых.Как же сохранить здоровье ученика и не усугубить эту проблему, нося ежедневно тяжелую поклажу за спиной?Для этого мы рассчитали правильный вес ранца с принадлежностями по формуле: вес ранца меньше 10% веса ученика, т.е. вес ученика (в килограммах) надо умножить на 10 и разделить на 100.. Наши исследования (в школе):Мы увидели, что вес «правильного» ранца далеко не соответствует его реальному весу.Мы решили выяснить: может быть, причина излишней нагрузки – в том, что сам ранец слишком тяжел и взвесили все ранцы без школьных принадлежностей. Наши ранцыСамый лёгкий-800г.(Костина Анастасия)Самый тяжёлый-2 кг.800г.(Галкин Максим) Наши исследования (дома): Упражнения для осанки:На уроках физкультурыВнеурочные объединения Упражнения для осанки:На урокеНа перемене ВыводыМы увидели, что у 7 учеников вес ранца соответствует гигиеническим нормам, то есть не превышает условного веса 1 кг. Нашлись победители-легковесы весом всего 0,80 кг. Однако у 16 человек вес ранца превысил гигиеническую норму ,из них у 6 учеников очень тяжёлые ранцы..Ранцы-тяжеловесы могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем.Можно сказать, что родители ребят, обладающих правильными ранцами и ранцами-легковесами, побеспокоились о сохранении здоровья своего ребенка, в частности осанки.А может быть, причина не только в ранцах, но и в учебных пособиях? Для этого мы записали все учебные пособия, которыми пользуемся, и взвесили их: «Литературное чтение» – 200 г; «Математика» – 300 г; «Русский язык» – 300 г; «Окружающий мир» – 400 г; Дневник – 100 г; «Английский язык» – 300 г., тетради необходимые ежедневно 1кг.300г.Все книги соответствовали гигиеническим нормам – 300 г для учеников начальной школы. Нашелся и «нарушитель» – учебник окружающего мира массой 400 г.Понаблюдав в течение недели за весом ранцев, мы обнаружили, что самым тяжелым ранец бывает в пятницу: 3,50 кг или 5,50 кг (без сменной обуви и дополнительной книги). А в данные дни он должен быть менее нагруженным. Самым легким ранец оказался в понедельник и четверг. Вес тяжеловеса в эти дни достигал 3,50 кг или 5кг, причем не учитывался вес сменной обуви и дополнительной книги. Так что даже в эти дни вес не соответствовал гигиеническим нормам. Учителя в нашей школе работают над этой проблемой в ходе учебного процесса и на переменах, выполняя не сложные упражнения .А на уроках физической культуры в начале занятий проводятся упражнения для осанки, особо выделяют учащихся ,имеющие проблемы с осанкой. Во внеурочной деятельности спортивного направления используются игровые элементы направленные на исправления осанки. Рекомендации ученикам– Не носите лишнего в ранцах.– Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытащить из него ненужные учебники.родителям– Просим вас: не покупайте тяжелые ранцы! Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы – 300 г.– У ваших детей от тяжелых нагрузок портится осанка.– Ваши дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжеловесы.– Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье! Рекомендации читателям и работникам школСнизить вес школьных ранцев и способствовать таким образом профилактике ортопедических и сердечно-сосудистых заболеваний у учащихся можно несколькими путями:– использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу;– найти возможность (в начальной школе) использовать два комплекта учебников (один – в школе и один – дома);– при составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;– организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.Мы обозначили лишь некоторые направления решения этой проблемы. Однако острота ситуации может быть снята только тогда, когда вопрос контроля данной проблемы будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей и учеников. Литература:1. Бобырь А.И., Никитин В.В. Дефанотерапия нарушений осанки и сколиоза. – Уфа, 1999.2. Большая медицинская энциклопедия. - М.: АСТ, 2007. – 736с.3. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. - М., 1996.4. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. - М.: ФиС, 1999.5. Гришин Т.В., Никитин С.В. Методы профилактики нарушений осанки у детей в общеобразовательных школах //Вестник гильдии протезистов-ортопедов, 2000, № 3, с. 38-42.6. Евсеев С.П., Шипицина Л.М. Частные методики адаптивной физической культуры. - М. Советский спорт, 2004.7. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура. - М. Гэотар-мед. 2002.8. Котешева И.К.Оздоровительная методика при Сколиозе. — М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2002 — 240 с. Спасибо, за внимание!