Методическая разработка раздела Родная природа
МБОУ «Бахтызинская основная общеобразовательная школа» Методическая разработка раздела «Родная природа»образовательной программы«Окружающий мир» Н. Ф. Виноградовой(«Начальная школа XXI века») Выполнил:Колбнев Дмитрий Александрович,учитель начальных классов Образование – высшее Стаж работы – 6 летс. Бахтызино2016 год «Природа – это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания»И.В.Гете Актуальность курса «Окружающий мир» Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля. Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Учебный курс является своего рода системообразующим стержнем процесса познания обучающихся. Актуальность раздела «Родная природа» В I классе еще не выделяются и не структурируются в самостоятельные разделы программы те или иные предметные области действительности (например, живая природа, техника и т.д.). Целостный образ окружающего формируется через «мозаику» его компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы: Что? Кто? Как? Когда? Почему? Зачем? и др. Первоклассники учатся задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной им форме ответы на них.Круг вопросов в разделе«Родная природа», обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающей природы, определения последовательностей, закономерностей. Учебное содержание в каждой теме выстраивается в основном по единой схеме: мир неживой природы; растения и животные; мир людей и созданных людьми предметов; наше здоровье и безопасность; экология. Продвигаясь в освоении курса от темы к теме, учащиеся вновь и вновь возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о них, рассматривая их с новых точек зрения. 1. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир. 1 кл. в 2-х частях 2. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир. 2 кл. в 2-х частях 3. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир. 3 кл. в 2-х частях4. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир. 4 кл. в 2-х частях Предметная линия учебников «Окружающий мир» (УМК «Начальная школа XXI века») Рабочие тетради 1. Виноградова Н. Ф., Окружающий мир. 1 кл. в 2-х частях 2. Виноградова Н. Ф.,Окружающий мир. 2 кл. в 2-х частях 3. Виноградова Н.Ф.,Окружающий мир. 3 кл. в 2-х частях4. Виноградова Н. Ф.,Окружающий мир. 4 кл. в 2-х частях Компьютерные и информационно-коммуникативные средства Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 1 класс Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 2 класс Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир»,3 классЭлектронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 4 класс. Личностные результаты:целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; уважительное отношение к тому, что создано не руками человека;ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения;готовность и способность к саморазвитию, осуществление самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности;выражение позитивного отношения к живой и неживой природе;понимание красоты и природы родного края;этические чувства;навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;проявление позитивного отношения к сохранению природы;осознание ответственности человека за общее благополучие. Ожидаемые результаты освоения раздела «Родная природа» Ожидаемые результаты освоения раздела «Родная природа» Метапредметные результаты:освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Ожидаемые результаты освоения раздела «Родная природа» Предметные результаты:осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации в открытом информационном пространстве).навыки установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире. Характеристика раздела «Родная природа» (1 класс) На изучение раздела «Родная природа» в 1 классе отводится 29 часовСентябрь-первый месяц осени. Изменения в живой и неживой природе. Классификация по признаку «фрукты-овощи», съедобные и несъедобные грибы..Подготовка животных и птиц к зиме. Перелётные и оседлые птицы.Иметь представление о млекопитающих животных, знать отличительные признаки млекопитающих от других животных.Установление связей животных с другими объектами природы.Определять и называть свойства воды, льда, снега. Правила гигиены и закаливания.Сравнение лиственных и хвойных деревьев.Наблюдение за зимними явлениями природы, умение подбирать пословицы и поговорки о зиме, составлять приметы на основе наблюдений.Умение различать представителей растительного мира (по внешнему виду, месту обитания, способу движения); Весенние изменения в живой и неживой природе; участвовать в диалоге «животных и растений». Времена года, приметы весны, лета, название летних месяцев.Роль природы в жизни человека;Редкие животные; Что такое «Красная книга».Признаки лета, пословицы и приметы. Анализ связи между положением солнца над горизонтом и признаками времён года. № п/п Тема Кол-во часов 1 Сентябрь – первый месяц осени. 1 2 Что нам осень подарила. 1 3 Грибная пора. 1 4 Октябрь уж наступил. 1 5 Птицы и звери осенью. 1 6 Явления природы. 1 7 Ноябрь – зиме родной брат. 1 8 Дикие животные. 1 9 Звери – млекопитающие. 1 10 Что мы знаем о птицах. 1 Тематическое планирование уроков окружающего мира. Раздел «Родная природа» (по учебнику Н.Ф. Виноградовой в 1 классе) 11 Э.п. №1. Животные и их значение в природе. 1 12 В декабре, в декабре все деревья в серебре. 1 13 Какая бывает вода. 1 14 Э.п. №2. Вода и её роль в природе. 1 15 Январь – году начало, зиме – середина. 1 16 Хвойные деревья. 1 17 Жизнь птиц. 1 18 Февраль – месяц метелей и вьюг. 1 19 Звери – млекопитающие. 1 20 Наш уголок природы. 1 21 Март- капельник. 1 22 Птичьи разговоры. 1 23 Апрель - водолей. 1 24 Жизнь насекомых весной. 1 25 Жизнь земноводных весной. 1 26 Животное – живое существо. 1 27 Май весну завершает – лето начинает. Э.п. №3. Многообразие растений. 1 28 Э.п. № 4. Человек - часть природы. 1 29 Скоро лето. 1 Организованная форма обучения в разделе «Родная природа» Развитие речи В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. Этот подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение детьми предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. В нашем курсе детям не даются готовые знания, а организуется целенаправленная деятельность по их добыванию. В 1 классе темы всех уроков формулируются в виде проблемных вопросов, ответы на которые дети ищут сами с помощью учителя. Предусматривается использование разнообразных организационных форм обучения:Работа в группах и парах;Коллективное решение проблемных вопросов;Индивидуальные задания;Посильная деятельность по охране среды;Организация акций. Для контроля и оценки знаний и умений по разделу «Родная природа» используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с приборами, моделями и контрольные работы в форме тестов Мониторинг результатов на начало изучения раздела «Родная природа» Мониторинг результатов после прохождения раздела «Родная природа» Сводная диаграмма результатов мониторинга по разделу «Родная природа» Фрагмент разработки конспекта урока «Что мы знаем о птицах»Предмет: Окружающий мирУМК: «Начальная школа XXI века» (под редакцией Н. Ф. Виноградовой)Класс: 1 классТип урока: изучение нового материала Цель: познакомить детей с разнообразием птиц, их общими и отличительными особенностями.Задачи:Систематизировать и расширить знания о птицах и их разнообразии;Познакомить детей с домашними, дикими, перелётными и оседлыми птицами;Закрепить ранее приобретённые знания о птицах.Универсальные учебные действия: Коммуникативные УУДУметь оформлять свои мысли в устной формеУмение достаточно полно и точно выражать свои мыслиУмение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; продуктивно взаимодействовать со сверстниками и со взрослым; формулировать выводы; Умение рассуждатьРегулятивные УУДУметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки Умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Личностные УУД нравственно-этическая ориентацияэмоционально-положительный настрой на урок. Познавательные УУД.Анализ объектов с целью выделения существенных признаков; Умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;Формирование умения извлекать информацию из иллюстраций; выявлять сущность, особенности объектов;Формирование умения на основе анализа объектов делать выводы Логические УУДУмение отгадыватьПостроение логической цепочки рассуждений на основе личного опытаОбщеучебные УУДФормирование учебно-познавательных мотивовЗдоровьесберегающий компонент (физкультминутки)Методы и приёмы: словесные: беседа;наглядные: иллюстративный, наблюдение;практические: поисковый метод, парная работа, рефлексия. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парахОборудование: у учителя: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, картинки с изображением птицПланируемые достижения учащихся: научатся определять понятия дикие, домашние, перелётные, оседлые птицы; выделять общие и отличительные особенности птиц.Ход урока1.Орг моментВстали ровно и красиво. Тихо сели.Руки (на месте)Ноги (на месте)Локти (у края)Спина (прямая)Солнце красное проснулосьВ гости к нам пришло с утраВсем ребятам улыбнулосьНачинать урок пора!2.Актуализация знанийЯ знаю что вы любите отгадывать загадки и вот сейчас вам предстоит некоторые из них отгадать. Слушайте внимательно Спасибо за внимание!