Презентация для педагогического совета Воспитание ученического коллектива
Ученический коллектив и его формирование Преподаватель физики ГБПОУ МО «Серпуховский колледж»Дегтярева Любовь Васильевна Коллектив: 1) группа людей, объединенных общественно-значимыми целями и совместной деятельностью, направленной на их достижение (Макаренко);2) социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения (Российская педагогическая энциклопедия). Основные понятия Ученический учебно-воспитательный коллектив – это организованная группа, в которой ее члены объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех учащихся, и в которой межличностные отношения опосредуются социально и личностно значимым содержанием совместной деятельности (Сластенин, Исаев, Шиянов). Основные понятия Ученический воспитательный коллектив – это объединение обучающихся, имеющих общественно значимые цели, организующих разнообразную совместную деятельность, имеющих органы управления и связанных коллективистическими отношениями (Педагогика /Под ред. Крившенко, 2004). Основные понятия Педагогические принципы организации коллектива:Перспективных линий – зоны движения коллективаПараллельного действия: воспитание отдельной личности и коллектива должно проходить только совместноОтношений ответственной зависимостиПреемственностиСамоуправления. Взаимоотношения личности и коллектива Три модели развития отношений между личностью и коллективом:Личность подчиняется коллективу (конформизм)Личность и коллектив находятся в оптимальных условиях (гармония)Личность подчиняет себе коллектив (нонконформизм). Взаимоотношения личности и коллектива Каждая личность обладает индивидуальностью. Индивидуальность – это неповторимое своеобразие отдельного человека, которое проявляется в особенностях его мышления, чувств, отношений, поведения.И. с одной стороны - готовность выступить против мнения большинства, противостоять требованиям круговой поруки, способность защитить свое «Я», свое творчество от давления запретов. С другой – самодисциплина, адекватная самооценка, целенаправленная работа над собой. Полноценная личность соединяет в себе черты индивидуалиста и коллективиста. Взаимоотношения личности и коллектива Общественно значимая цель.Наличие полезной (общественно полезной) деятельности, направленной на достижение цели.Наличие крепко сформированного ядра – актива, органов самоуправления.Определенная система взаимозависимости, определенная система отношений. Должно быть ощущение комфорта.Связь с другими коллективами, которая может быть в форме соотнесения. Сотрудничества, шефства. Признаки коллектива Коллектив образовательной организации (общешкольный, общеколледжный и т.д.) состоит из педагогического коллектива (воспитатели и учителя) и детского (ученический коллектив или ученический воспитательный коллектив), который состоит из первичных коллективов (учебная группа/класс, кружок, секция, клуб и т. д.). Структура коллектива образовательной организации Развитие коллектива связано с преодолением противоречий:Между коллективом и отдельными учащимися или группами обучающихся, опережающими его в своем развитии или , наоборот, отстающими от его развития Между перспективами коллектива и перспективами его членовМежду нормами поведения, принятыми в коллективе, и нормами, стихийно сложившимися в отдельных его группахМежду отдельными группами учащихся с различными ценностными ориентациями. Развитие коллектива образовательной организации Наряду с преодолением противоречий важно наличие «интегрирующих импульсов» – совместных действий всего коллектива (программы, праздники, акции, преодоление трудностей). Интегрирующими являются не только общие цели, но и действия по их достижению. Развитие коллектива образовательной организации Динамичность структуры коллектива позволяет развивать не только межгрупповые, но и межличностные отношения (разновозрастные объединения по интересам, творческие группы, состоящие из учащихся разных учебных групп (классов)Сотрудничество педагогов и учащихся (стимулирование активности учащихся, обеспечение самоорганизации ученических коллективов)Развитие ученического самоуправления как формы организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающей развитие самостоятельности детей в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Развитие коллектива образовательной организации Стадии становления и развития коллектива:Становление, сплочение коллективаФормирование воспитательного активаРасцвет коллективаНаивысший расцвет коллектива (А.С.Макаренко) Этапы развития коллектива.Традиционный подход Уровни социально-психологической зрелости группы (Л.И.Уманский, А.В.Петровский, Я.Л.Коломинский):Группа-конгломератГруппа-ассоциацияГруппа-кооперацияГруппа-автономияГруппа-коллектив Этапы развития коллектива.Современный подход Организация совместной деятельностиТрадиции коллектива Система перспективных линийПринцип параллельного действия Формирование ученического актива, органов самоуправленияФормирование общественного мненияОтношения в коллективеИгровое и эстетическое оформление всей жизни группыНаличие единых для всех (в т.ч. для педагогов) норм жизни, правил, режима, дисциплины. Пути формирования ученического коллектива Сковородкина И.З. Общая и профессиональная педагогика: учебник/И.З.Сковородкина, С.А.Герасимов; Сев. федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. – Архангельск: ИД САФУ, 2014. – 553с.Педагогика:учеб. пособие для пед. учеб. заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.Н.Мищенко, Е.Н.Шиянов. М.: Академия, 2014. 576 с. Рекомендуемые источники: