Case-study и их применение в образовательной деятельности
Case-study и их применение в образовательной деятельности. Принципы разработки кейсов. Выполнила: Смирнова Ольга ЕвгеньевнаПрофиль: 1ППО-но-о-в
СодержаниеМетод Кейс - стадии – история вопросаСовременная ситуация в образованииСпецифика методаМетодологический контекстТипы кейсовСтруктура КейсаЭтапы разработки кейсаКак организовать работу с кейсомРезультаты работы с кейсомПрофессиональные компетенции педагогаПринципы организации работыСписок литературы
Метод Кейс - стадии – история вопросаCase-stady – анализ ситуацийПод ситуацией (кейсом) понимается письменное описание какой-то конкретной реальной ситуации.Метод разработан в 20-х гг. в Гарварде.Различают «полевые» (основанные на реальном фактическом материале) и «кресельные» (вымышленные) кейсы.
Современная ситуация в образовании{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Классическое образованиеПостклассическое образованиеМассовостьИндивидуальностьСтабильностьНеустойчивостьТрадиционализмИнновацииЗавершённостьНепрерывностьНормативностьТворчество и неповторимостьЦельСамоцельРезультат – знанияРезультат – компетентность, самостоятельность
Специфика методаКС предполагает исследование реальной проблемы на основе представленной количественной и качественной информации, поиск, выбор и обоснование пути решения проблемы, который, по мнению слушателя, является оптимальным в сложившейся обстановке.КС ставит обучающегося и преподавателя в позицию участника ситуации, который действует в реальных условиях и сталкивается с необходимость принимать решения и разрабатывать на их основе план действий.
Методологический контекст
Как интеллектуальный продукт кейс имеет свои источникиОбщественная жизнь во всем своём многообразии выступает источником сюжета, проблемы и фактологической базы кейса.Образование определяет цели и задачи интегрированные в кейс-метод. Наука – третий источник кейса.Типы кейсовПрактические кейсы, которые отражают реальные жизненные ситуации; Обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение;Научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
Структура КейсаСитуация – случай, проблема, история из реальной жизни. Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации. Комментарий ситуации, представленный автором.Вопросы или задания для работы с кейсом.Приложения. Этапы разработки кейсаОпределение места кейса в системе образовательных целей Поиск институциональной системы, которая будет иметь непосредственной отношение к теме кейсаПостроение, или выбор модели ситуацииСоздание описанияСбор дополнительной информацииПодготовка окончательного текстаПрезентация кейса, организация обсуждения
Как организовать работу с кейсом{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Вне аудиторииВ аудиторииОпределение темы кейсаПрезентация кейсаПроведение исследованияОрганизация работы малых групп по анализу кейсаПодготовка кейсаПрезентация работы группРазработка вопросов к аудиторииАнализ и оценивание результатов
Как организовать работуТекст КС должен быть роздан обучающимся до занятия для самостоятельного изучения и подготовки ответов на вопросы.В начале занятия проверяется знание слушателями материала КС Выделяется основная проблема, лежащая в основе КС, и она соотносится с соответствующим разделом курса.Слушатели распределяются по временным малым группам для коллективной подготовки ответов на вопросы в течение определенного преподавателем времени.В каждой малой группе (независимо от других групп) идет сопоставление индивидуальных ответов, их доработка, выработка единой позиции, которая оформляется для презентации. В каждой группе выбирается или назначается «спикер», который будет представлять решение.Если КС грамотно составлена, то решения групп не должны совпадать!
Как организовать работуСпикеры представляют решение группы и отвечают на вопросы (выступления должны содержать анализ ситуации с использованием соответствующих методов из теоретического курса; оценивается как содержательная сторона решения, так и техника презентации и эффективность использования технических средств).Преподаватель организует и направляет общую дискуссию.Преподаватель завершает дискуссию, анализируя процесс обсуждения КС и работы всех групп, рассказывает и комментирует действительное развитие событий, подводит итоги.
Результаты работы с кейсом
Профессиональные компетенции педагогаОрганизации совместной деятельностиОрганизация коммуникацииКонсультированиеПроблематизация РефлексияИсследование и выбор исследовательских методовОсобенность работы преподавателя, практикующего кейс-метод, заключается в том, что он не только реализует максимально свои способности, но и развивает их. Принципы организации работыПартнерство, сотрудничество и взаимодействие Творчество и создание авторского продуктаПроектирование совместной деятельности и процесса обученияВыбор способа представления позиции и результата работыПрагматизм
Список литературы Буравой, М. Углубленное сase study: между позитивизмом и постмодернизмом / М.Буравой // Рубеж.- 1997 - № 10 – 11. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс – стадии / под ред Г.Н. Прозументовой.- Томск, 2003.Козина, И. Case study: некоторые методические проблемы /И.Козина // Рубеж.- 1997.- № 10-11.- С. 177-189.Михайлова, Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Е.И.Михайлова / Маркетинг.- 1999.- №1.Переход к Открытому образовательному пространству. Часть 1. Феноменология образовательных инноваций. Коллективная монография./ под ред Г.Н. Прозументовой. - Томск, Изд-во Том. Ун-та ,2005.Рейнгольд, Л.В. За пределами CASE — технологий / Л.В.Рейнгольд //Компьютера.- , 2000. - №13-15.Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / под ред .Ю.П. Сурмина – Киев: Центр инноваций и развития, 2002.