Презентация Къостайы ?мдз?вг? «Х?рзбон»


Къостайы жмдзжвгж «Хжрзбон» 1891<ОБЕР-ПРОКУРОРУ СИНОДА>Его высокопревосходительству обер-прокурору Святейшего синода Константину Петровичу Победоносцевудоверенных населения Северной ОсетииПРОШЕНИЕ (Черновое) Признавая в высшей степени нецелесообразным закры­тие имени ее императорского высочества великой княгини Ольги Феодоровны Осетинской женской школы в г. Влади­кавказе, последовавшее 5-го января сего года, все населе­ние Северной Осетии в лице нижеподписавшихся почтительнейше честь имеет просить о покровительстве и хода­тайстве Вашего высокопревосходительства перед советом Общества восстановления православного христианства на Кавказе о возобновлении столь необходимого для Осетии учреждения, которое за время 26-летнего существования являлось несомненным и, к сожалению, единственным ис­точником христианского благовоспитания в среде наших сестер, жен и матерей.Ваше высокопревосходительство! Нет глубже горя в народной жизни, как горе незаслуженного наказания. Нет ничего ужаснее бури, которая совершенно неожиданно по какому-то стихийному капризу проносится над неповин­ной страной и бесцеремонно разрушает то, над чем было потрачено много труда, энергии и материнской заботы. Такое горе постигло Осетию, такая буря сорвала вывеску с имени ее императорского высочества Осетинской жен­ской школы в г. Владикавказе, которая была открыта для осетинских детей в 1862 г.Цель открытия этой школы, как свидетельствуют ее годичные отчеты, внести просвещение в среду осетин и сделать их истинными христианами.В 1866 году с разрешения августейшего председателя Общества восстановления христианства на Кавказе ее императорского высочества бывшего наместника кавказ­ского Михаила Николаевича школа эта была преобразова­на в школу с пансионом и названа в честь ее императорского высочества великой княгини Ольги Феодоровны — Ольгинской Осетинской. Она состояла из трех классов и приготовительного с двумя отделениями. Каждый класс имел двухгодичный курс. Преподавание велось приблизительно в размере прогимназической программы. Особенное внимание было обращено на преподавание закона Вожия и туземного рукоделия. Средства на содержание школы выдавались сове­том Общества восстановления православного христианства на Кавказе. Пока школа помещалась в центре осетинского насе­ления Владикавказа, в ней преобладающим большинством были осетинки. Когда же в 1888 году ее перевели на совершенно противоположный конец города, число осетинок значительно уменьшилось, так что при посещении школы их императорским величеством в 1888 году из 89 всех учащихся осети­нок было всего 36, из которых 4 ученицы были магометанско­го вероисповедания. Пансионерок в школе было 39; из них 17 своекоштных. Не считая всех обязанных этой школе грамот­ностью, одно и двухклассным образованием, в ней окончили полный курс 69 учениц-осетинок. Во все время своего существования школа пользовалась необыкновенной любовью и доверием осетин. В семидеся­тых и в начале восьмидесятых годов популярность ее дос­тигла таких размеров, каких нельзя было предполагать при ее основании. Она не могла вместить всех желающих посту­пить в нее. Бедное население города без различия национально­стей употребляло все силы, чтобы захватить в ней вакансию. Ею интересовались все члены царской фамилии и дру­гие высокопоставленные лица, побывавшие во Владикавка­зе. Симпатии местного общества были всегда на ее стороне. Она была безусловно лучшим учреждением просветитель­ной деятельности Общества восстановления православного христианства на Кавказе, не забывая в особенности низкий уровень развития священников-грузин, рассеянных по всей Осетии. Больше того, эта школа была поистине нашей опо­рой и упованием. Она научила многих жен и матерей мо­литься и любить. Она заронила в отдаленные уголки нашей суровой родины неувядаемые зародыши православия. Она дала нам неутомимых тружениц для наших сельских школ.Таким образом школа просуществовала почти четверть столетия, и мы, осетины, за этот долгий период времени питали глубокое чувство благодарности к великодушным ее учредителям. Мы бесповоротно сознали ее воспитатель­ное значение и с чувством благоговения склонились перед просветительною деятельностью Общества восстановления православного христианства на Кавказе. Религиозный фа­натизм магометанской Осетии стал охотно поддаваться прин­ципам христианского воспитания. Магометане охотно ста­ли отдавать туда своих детей. Школа эта становилась на­сущною потребностью всего народа.Посещение школы его высокопреосвященством экзар­хом Грузии в ноябре прошлого года было первым предзна­менованием ее преждевременной гибели. Мы ожидали чего-то, но только не такой опустошительной бури.5 января приехавшая из Тифлиса комиссия без объяс­нения причин и мотивов сорвала вывеску имени ее императорского высочества осетинской женской школы.Ваше высокопревосходительство! Нет сил и умения пе­редавать всю глубину горя, причиненного целому народу этим неожиданным распоряжением Совета Общества восстановления православного христианства на Кавказе.Нет слов и красок, чтобы передать раздирающие душу сцены у подъезда бывшей имени ее императорского вы­сочества осетинской школы. КОМПЬЮТЕРЫ АМЫНДДЗИНЖДТЖ