Презентация Къостайы ?мдз?вг? «Х?рзбон»
Къостайы жмдзжвгж «Хжрзбон» 1891<ОБЕР-ПРОКУРОРУ СИНОДА>Его высокопревосходительству обер-прокурору Святейшего синода Константину Петровичу Победоносцевудоверенных населения Северной ОсетииПРОШЕНИЕ (Черновое) Признавая в высшей степени нецелесообразным закрытие имени ее императорского высочества великой княгини Ольги Феодоровны Осетинской женской школы в г. Владикавказе, последовавшее 5-го января сего года, все население Северной Осетии в лице нижеподписавшихся почтительнейше честь имеет просить о покровительстве и ходатайстве Вашего высокопревосходительства перед советом Общества восстановления православного христианства на Кавказе о возобновлении столь необходимого для Осетии учреждения, которое за время 26-летнего существования являлось несомненным и, к сожалению, единственным источником христианского благовоспитания в среде наших сестер, жен и матерей.Ваше высокопревосходительство! Нет глубже горя в народной жизни, как горе незаслуженного наказания. Нет ничего ужаснее бури, которая совершенно неожиданно по какому-то стихийному капризу проносится над неповинной страной и бесцеремонно разрушает то, над чем было потрачено много труда, энергии и материнской заботы. Такое горе постигло Осетию, такая буря сорвала вывеску с имени ее императорского высочества Осетинской женской школы в г. Владикавказе, которая была открыта для осетинских детей в 1862 г.Цель открытия этой школы, как свидетельствуют ее годичные отчеты, внести просвещение в среду осетин и сделать их истинными христианами.В 1866 году с разрешения августейшего председателя Общества восстановления христианства на Кавказе ее императорского высочества бывшего наместника кавказского Михаила Николаевича школа эта была преобразована в школу с пансионом и названа в честь ее императорского высочества великой княгини Ольги Феодоровны — Ольгинской Осетинской. Она состояла из трех классов и приготовительного с двумя отделениями. Каждый класс имел двухгодичный курс. Преподавание велось приблизительно в размере прогимназической программы. Особенное внимание было обращено на преподавание закона Вожия и туземного рукоделия. Средства на содержание школы выдавались советом Общества восстановления православного христианства на Кавказе. Пока школа помещалась в центре осетинского населения Владикавказа, в ней преобладающим большинством были осетинки. Когда же в 1888 году ее перевели на совершенно противоположный конец города, число осетинок значительно уменьшилось, так что при посещении школы их императорским величеством в 1888 году из 89 всех учащихся осетинок было всего 36, из которых 4 ученицы были магометанского вероисповедания. Пансионерок в школе было 39; из них 17 своекоштных. Не считая всех обязанных этой школе грамотностью, одно и двухклассным образованием, в ней окончили полный курс 69 учениц-осетинок. Во все время своего существования школа пользовалась необыкновенной любовью и доверием осетин. В семидесятых и в начале восьмидесятых годов популярность ее достигла таких размеров, каких нельзя было предполагать при ее основании. Она не могла вместить всех желающих поступить в нее. Бедное население города без различия национальностей употребляло все силы, чтобы захватить в ней вакансию. Ею интересовались все члены царской фамилии и другие высокопоставленные лица, побывавшие во Владикавказе. Симпатии местного общества были всегда на ее стороне. Она была безусловно лучшим учреждением просветительной деятельности Общества восстановления православного христианства на Кавказе, не забывая в особенности низкий уровень развития священников-грузин, рассеянных по всей Осетии. Больше того, эта школа была поистине нашей опорой и упованием. Она научила многих жен и матерей молиться и любить. Она заронила в отдаленные уголки нашей суровой родины неувядаемые зародыши православия. Она дала нам неутомимых тружениц для наших сельских школ.Таким образом школа просуществовала почти четверть столетия, и мы, осетины, за этот долгий период времени питали глубокое чувство благодарности к великодушным ее учредителям. Мы бесповоротно сознали ее воспитательное значение и с чувством благоговения склонились перед просветительною деятельностью Общества восстановления православного христианства на Кавказе. Религиозный фанатизм магометанской Осетии стал охотно поддаваться принципам христианского воспитания. Магометане охотно стали отдавать туда своих детей. Школа эта становилась насущною потребностью всего народа.Посещение школы его высокопреосвященством экзархом Грузии в ноябре прошлого года было первым предзнаменованием ее преждевременной гибели. Мы ожидали чего-то, но только не такой опустошительной бури.5 января приехавшая из Тифлиса комиссия без объяснения причин и мотивов сорвала вывеску имени ее императорского высочества осетинской женской школы.Ваше высокопревосходительство! Нет сил и умения передавать всю глубину горя, причиненного целому народу этим неожиданным распоряжением Совета Общества восстановления православного христианства на Кавказе.Нет слов и красок, чтобы передать раздирающие душу сцены у подъезда бывшей имени ее императорского высочества осетинской школы. КОМПЬЮТЕРЫ АМЫНДДЗИНЖДТЖ