Мультимедийные и интерактивные ресурсы ЭФУ и особенности их использования на уроке и во внеурочной деятельности
Приветствую участников конференцииЖелаю успешной работы, новых профессиональных достижений и унести с собой только хорошие впечатления .
Мультимедийные и интерактивные ресурсы ЭФУ и особенности их использования на уроке и во внеурочной деятельности
Нормативно-правовая документацияПриказ Минобрнауки РФ № 1047 ОТ 5.09.2013 «Об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников… »(С ИЗМЕНЕНИЯМИ В СООТВЕТСТВИЕ С ПРИКАЗОМ N 1559 ОТ 8.12.2014)3. б) - электронная форма учебника – электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника, содержащей мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника; Пп.17.2, 17.3 и Приложение 2 и Приложение 3 (требования)
Электронная форма учебника • Соответствие форм • Полный объем иллюстраций • Педагогически обоснованное количество дополнительных элементов • Наличие средств контроля и самоконтроля - Общедоступность форматов • Мультиплатформенность (и аппаратная, и программная) • Автоматическая адаптация страниц под экраны различных размеров и ориентаций Режим работы: Off-line • Интерактивность оболочки (навигация, заметки, закладки) • Соответствие нумерации страниц с одинаковым содержанием в печатной и электронной форме учебника
В чем разница между типами издания?Сходство. Электронный учебник (ЭУ) – полноценная замена учебнику на печатной основе (соотношение по страницам с печатным учебником, содержанием, иллюстрациями).Различие. Имеет: интерактивную панель слева: страница, закладка, заметки.Ресурсы: мультимедийные (изображения, видео, аудио) и интерактивные (задания с автоматической проверкой, тесты)Ключевое отличие между ЭФУ и электронной тетрадью –все задания автоматически проверяются и имеют различные виды проверки.
Как подготовить урок с использованием ЭФУШаг 1. определить модель использования ЭФУ на уроке: индивидуальная, смешанная(комп-р учителя и несколько устройств в классе), фронтальная (компьютер учителя), групповая (устройство и мультимедийная система), дистанционная модель (скайп, дом.обучение)Шаг 2. определяем тип изданий в электронной форме: базовые издания (учебник, тетрадь) и дополнительные (диктанты, тренажеры, ВПР, тесты)ВАЖНО!!! Выбираем тип, который освоили
В чем разница между типами издания?Сходство. Электронный учебник (ЭУ) – полноценная замена учебнику на печатной основе (соотношение по страницами с печатным учебником, содержанием, иллюстрациями).Различие. Имеет: интерактивную панель слева: страница, закладка, заметки.Ресурсы: мультимедийные (изображения, видео, аудио) и интерактивные (задания с автоматической проверкой, тесты)Ключевое отличие между ЭФУ и электронной тетрадью –все задания автоматически проверяются и имеют различные виды проверки.
Шаг 3. определяем ресурсное оснащение урока с учетом требований СанПинМультимедийные ресурсы (Эмоциональное воздействие): галереи статичных изображений, видеоролики, анимационные ролики , карты, ленты времени, схемы, таблицы, озвучивание литературного, словарного и учебного материалаИнтерактивные ресурсы (системно-деятельностный подход) : интерактивность контента, интерактивность средств контроля, адаптивность к расположению экрана, динамичность изображений, немедленная реакция на выполнение интерактивных действий – возможность включения в методическое сопровождение урока компьютерное тестирование, удобная навигация
Интеграция печатной и электронной форм учебника{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Шаг 4. определяем на каких этапах урока, какие типы ресурсов будут использованы ЭФУ, ЭПЭтап урокаПечатная нормаЭлектронная форма1. Этап мотивации и целеполагания+2. Этап открытия новых знаний и способов учебных действий+3. Этап подведения итогов+ 4. Этап рефлексии деятельности+
Аспект: использование ЭФУ / ЭП на уроке{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Этап урокаНазвание ресурсаПреимущества использования ресурсов (по отношению к печатной основе)Эффективность использования ресурса (достигнут результат)ЦелепологаниеМультимедийный Изучение новогоИнтерактивный ЗакреплениеПовторение Обобщение Итог Рефлексия Шаг 5. готовим проект аспектного анализа урока
Верно ли мы построили урок, с учетом всех требований СанПин ( чтобы была возможность использовать интерактив в течении дня на НЕСКОЛЬКИХ уроках!){5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Шаг 1.Шаг 2.Шаг 3.Шаг 4.t работы с ЖК (комп-р)t работы с ИД (интер. Доска)№ урокаМодель: Мобильный классСмешаннаяФронтальнаяГрупповаяДистанционнаяТип издания:УчебникТетрадьДиктантВПРХрестоматияРесурсы:МультимедийныеИнтерактивныеТестыЭтапы урока:ЦелепологаниеИзучение новогоЗакреплениеПовторение Обобщение Итог Рефлексия
Электронный учебник (возможность использования)Личностный и системно- деятельностный подход рассчитан на индивидуальную работу – возможность формирования УУД самоконтроля, самооценки, – возможность исправить свою ошибку и после этого смело отвечать учителю или перед классом (формирование внутренней мотивации) – меняется композиция самого урока (больше индивидуальной работы) – меняется темп урока – меняется роль учителя (учитель как информатор!, учитель как организатор) – статика переходит в динамику
Электронный учебник (оправданность рисков)Риски – Потеря времени в смысле скорости прохождения учебного материала при просьбе «Выполни сам», «Проконтролируй себя»; – Различие в скорости прохождения учебного материала разными учащимися Оправданность рисков – Постепенно, когда учащиеся научаться работать с ЭУ, резко выигрываем в скорости освоения учебного материала; – Формируются УУД самоконтроля; – Можно реализовать различные уровни усвоения материала (базовый и повышенный) (ответившие ранее на вопросы не ждут остальных, а работают с заданиями повышенного уровня )
В чем я нашла пользумгновенный поиск нужной информации, масштабируемые фотографии и иллюстрации, быстрый переход к нужной главе прикосновением к миниатюрам страниц, всплывающие толкования слов, заметки на полях, выделение участков текста цветом, возможность быстрого опроса на этапе закрепления, обратная связь с преподавателем .
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК, ЕГО ПРЕИМУЩЕСТВАПолный комплект учебников на одном устройствеВозможность реализации межпредметных связейИКТ-компетенция как метапредметный результатВозможности выделения значимых частей текста, создания пользовательских закладок и заметок Возможности интерактивного тестирования Ответственное отношение к учению как метапредметный результатРезультатДополнительная мотивация
УЧИТЕЛЬ сокращает время и усилия на осуществление рутинных операций на всех этапах урока, в том числе:по повторению и обобщению полученных знаний;по созданию условий для предъявления учащимся новой информации;по организации выполнения учащимися многочисленных и однообразных упражнений и оперативному контролю правильности их выполнения;по организации управляемой и контролируемой разнообразной самостоятельной учебной деятельности обучающихся;по реализации индивидуальных образовательных траекторий с целью реализации образовательных запросов учащихся;по сбору и обработке статистической информации о ходе и результатах образовательного процесса;
ОБУЧАЮЩИЙСЯ сокращает временя и усилия:- на осуществление поискаинформации (в том числе дополнительной) в большом её массиве; - на визуализацию результатов; - на поддержку функции самоконтроля (за счет его автоматизации).
Источники : - Материалы презентации Издательский комплекс "Наука", РАН Издательство «Академкнига/Учебник» Сергеева Вероника Сергеевна, к.п.н., зам. руководителя методического отделаМатериалы вебинара от 09.03.2016 «Как подготовить урок с использованием ЭФУ (методические и практические материалы)» Лектор: Светлана Николаевна Ямшинина, к.п.н., методист научно-методического отдела издательства «Академкнига/Учебник»-Материалы презентации «Электронный учебник нового поколения: понятие, структура, требования» Босова Людмила Леонидовна, доктор педагогических наук, главный научный сотрудник ФГАУ «ФИРО» akulll@mail.ru
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №82»Вербицкая Валентина Николаевнаучитель начальных классов первой квалификационной г. Кемерово2016 г