Презентация Тем возвращения блудного сына в русской литературе
Выполнила учитель русского языка и литературы МКОУ «Ленинская СОШ№2»Миловацкая Земфира МагерамовнаPrezentacii.comТема возвращения блудного сына в русской литературе
Тема возвращения блудного сына в русской литературеТакое короткое, но такое емкое слово – дом… Что оно значит для человека? Для кого-то это место, где ты родился, для кого-то дом, в котором ты был счастлив. Но чаще всего дом – это не конкретное помещение – это люди, с которыми комфортно, которые тебя любят, всегда ждут, переживают. Где бы ты ни был, куда бы ни забросила тебя судьба, ты знаешь, что есть надежный тыл, куда тебя тянет вернуться. И там тебя примут любым, простят, поймут, помогут в обретении новых сил.Своеобразный лейтмотив «Притчи о блудном сыне» очень часто встречается в художественной литературе. Мудрая история о том, что вернувшийся домой всегда получает прощение и любовь с избытком и даже больше, чем те, кто никогда не покидал дом.Prezentacii.com
В доме холодно, пусто и сыро.Дождь и ветер стучат о порог.Возвращение блудного сына Пишет Рембрандт, кончается срок.Не слышны приглушённые звуки,На холсте и в округе темно, - Лишь отца освещённые рукиДа лица световое пятно.Не вернуться. Живём по-другому.Не округла, как прежде, земля.Разрушение отчего дома –Как сожжение корабля.Запустение, тьма, паутина,Шорох капель и чаячий крик.И предсмертную пишет картинуОдинокий и скорбный старик. Александр Городницкий
Тема возвращения блудного сына в русской литературеЧеловек, оторванный от дома, теряет почву под ногами, ему трудно состояться в жизни. Таков Илья Ильич Обломов. Съемные квартиры, чужая мебель, до конца не обжитые комнаты, а самое главное – ни одного родного человека. Через весь роман проходит мотив возвращения в родные пенаты , Обломовку. Он стремится туда душой. Может быть, именно там он был бы счастлив, потому что это его дом, в нем живы заветы и традиции рода Обломовых. Но герой так и не доехал до родного гнезда. Неприкаянный, он умирает в чужом доме, прожив неинтересную жизнь. Возможно, если бы он поехал жить в Обломовку, то «обломовщина» восторжествовала бы совсем, но это было бы его место, его счастье.Когда люди возвращаются в дом? Когда им нужна поддержка, опора, когда им трудно
Любовь Андреевна Раневская, героиня пьесы Чехова «Вишневый сад» уезжает из своего поместья, чтобы забыть горечь утрат, постигших её. Но в тот момент, когда дела её за границей расстроены, она возвращается опять в дом своего детства. Приезд Раневской вызывает всеобщее ликование. Варя, Аня, Лопахин, даже Петя Трофимов и Фирс рады её возвращению. Каждый считает своим долгом угодить ей, выразить свою любовь и восхищение. Никто не вспоминает о том, что она их когда-то бросила. Для Раневской дом – это не материальная ценность – это прежде всего её душа, приятные воспоминания о минутах счастья. Не зря она говорит пафосно: «Если уж надо продавать вишневый сад, то продавайте и меня вместе с ним» Она искренне верит в то, что говорит, но, к сожалению, ничего не делает для спасения своего дома. Тема возвращения блудного сына в русской литературе
Дом продают, вишневый сад вырубают. Мир Раневской разрушен. Семья распалась. Любовь Андреевна уезжает в Париж, но теперь возвращаться ей будет некуда. Нет больше места, где ее примут любой, простят все. Она просит не вырубать сад при ней, как будто не хочет принимать очевидное и хотя бы в душе, в воспоминаниях пытается сохранить образ дома. Символичен стук топоров, слышимый в финале: ничего уже не будет так, как прежде.Дом должен быть у всех. Неважен размер и красота этого дома. Важно, что там нас примут любыми: успешными и не очень, здоровыми и больными, красивыми и уставшими. Там находится источник жизненной силы. Если у человека нет места, куда вернуться после долгого пути, он не сможет преодолевать трудности.Тема возвращения блудного сына в русской литературе
Человек всегда проходит путь сомнений,ошибок, отступничества и возврата. Но какими бы мы ни были, родители нас поймут и простятzemfira_69@mail.ruzemfira_69@mail.ru
Почему родители всегда заступаются за своих детей, оправдывают их, даже если дети не правы? Родители любят своих детей и готовы пойти ради них на любые жертвы. Дети в силу молодости и отсутствия опыта могут ошибиться, любящие же родители это понимают и прощают им их проступки. А дети? Всегда ли они отвечают своей любовью на любовь родителей? К сожалению, не всегда. В современном мире постепенно утрачивается почитание старших. Молодые люди порой бывают неоправданно жестоки.
К этой проблеме обращаются все: и художники и писатели. Но все они раскрывают «образ блудного сына» по-разному: в одних произведениях она представлена более ярко, в других обозначена лишь намеками для более полного раскрытия образа героя. Трудно сказать, кто первый поднял эту проблему. Она настолько жизненна, что, кажется, существовала всегда на страницах литературных произведений, включая в себя целый ряд важных нравственных проблем.
Интерпретация притчи о блудном сыне есть и в русской литературе. Сюжет о дочерней неблагодарности лежит в основе произведения А.С.Пушкина «Станционный смотритель»
Родители дают жизнь детям, воспитывают их, стараются научить добру, любви, честности, хотят, чтобы они стали настоящими людьми, получили образование, продолжили их род и т. д. Но отношения детей и родителей часто складываются непросто из-за разницы взглядов на жизнь, несходства мнений, вкусов, из-за того, что дети стремятся поскорее стать самостоятельными и не слушают советов родителей, хотят делать все по-своему, как им кажется, лучше, чем предполагают старшие. Отсюда нередко споры и даже ссоры. А в конечном итоге чаще всего правы оказываются все-таки родители. Только чтобы понять их правоту, дети должны пройти нелегким путем ошибок.
И все-таки на этом фоне резко выделяется полотно Рембранта Харменса ван Рейна – голландского художника эпохи Возрождения.Смерть настигла Рембранта в состоянии нищеты и одиночества, но, судя по картине, он успел найти дорогу домой и вернуться в объятия любящего отца. «Такую встречу со своим небесным Отцом должен был пережить Рембрандт, а иначе его картина никого бы не трогала. Такая волнующая сцена: онемевшие зрители в тени, и светом неземного происхождения озарены отец и сын.Склоненный сын нашел покой, и отец не судорожно, не лихорадочно, не в страсти, а так умиротворенно положил руки на плечи сына. Эта встреча навсегда, она нерасторжима. Сын со стриженой головой каторжника, в стоптанной обуви, художник не показывает его лицо — этим лицом может быть каждый из нас».