Презентация — Устный журнал на тему 1 марта — праздник благодарности
1 Наурыз – Алғыс айту күні1 Марта – День благодарности
1. Из истории праздникаПраво же, каждому из нас дано очень много, и нам есть за что быть благодарными. Очень много, только мы этого не понимаем. Увы! Чарльз Диккенс.
1 марта в Республике официально празднуется День благодарности. Соответствующий Указ (№173 от 14 января 2016 года) о внесении дополнений в документ «О профессиональных и иных праздниках в Республике Казахстан» подписал Нурсултан Назарбаев. «Было бы справедливым день образования Ассамблеи народа Казахстана – 1 марта – ежегодно отмечать как день благодарности всех этносов друг к другу и к казахам, проявившим милосердие, принявшим этих людей»«Этот день может стать ярким праздником милосердия, дружбы и любви всех казахстанцев»23 апреля 2015 годаИз выступления Президента КазахстанаН.Назарбаева на ХХІІ сессииАссамблеи народа Казахстана
День благодарности приурочен к важному для всех граждан республики событию – созданию 1 марта 1995 года Ассамблеи народа Казахстана. Цель Ассамблеи — повседневно слышать голос человека, голос каждого народа любой национальности. Сегодня Ассамблея является одним из важнейших институтов, на который опирается Программа развития нашей страны «План нации – сто шагов по реализации пяти институциональных реформ» Президента Н.Назарбаева.
КОНЦЕПЦИЯ ПРАЗДНОВАНИЯ ДНЯ БЛАГОДАРНОСТИ Мир и согласие в полиэтническом Казахстане – результат высокой культуры и мудрости казахстанцев, взвешенной и дальновидной политики в сфере общественного согласия и общенационального единства. Общая историческая судьба этнических групп, населяющих современный Казахстан, позитивно отразилась на менталитете народа, его жизненных представлениях и устремлениях, сформировала общие для всех этносов ценности и идеалы. В течении ХХ века на территории Казахстана шел сложный процесс формирования многоэтничного общества и народа. В начале века в Казахстан было переселено 1 миллион 150 тысяч человек из России, Украины и Белоруссии для освоения пустующих земель. В 30-е годы ХХ века из центральных районов бывшего СССР в Казахстан было сослано 250 тысяч крестьян. В это же время на строительство промышленных объектов со всех уголков страны было переселено порядка 1,2 миллиона человек. В разные годы в Казахстан были депортированы 800 тысяч немцев, 102 тысячи поляков, 550 тысяч представителей народов Северного Кавказа, около 100 тысяч корейских семей из Дальнего Востока. В целом с начала ХХ века в Казахстан было переселено 5,6 миллиона человек. Казахские семьи, находившиеся в сложных экономических условиях, приняли все приезжие народы. Учитывая исторические факты и в целях укрепления единства народа Казахстана при консолидирующей роли казахов, Президент Республики Казахстан на ХХII сессии Ассамблеи народа Казахстана выступил с предложением об учреждении 1 марта – Днем благодарности всех этносов друг к другу и казахам. Идеология Дня благодарности отражает ценности общенационального значения, способствует дальнейшей консолидации народа Казахстана.
День благодарности – это праздник, способствующий сохранению и развитию единства многонационального Казахстана на основе общей истории, памяти о трудностях и тяжёлых временах, пережитых благодаря поддержке казахов и всех этносов друг к другу.
:
День Благодарности –это… - сближение всех казахстанцев как единого народа; - формирование системы ценностей, основанных на общенациональной патриотической идее «Мәңгілік Ел»; - укрепление стабильности, казахстанской идентичности и единства, закрепление в общественном сознании общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел»; - дальнейшее совершенствование казахстанской модели общественного согласия и общенационального единства; - дальнейшее укрепление роли Ассамблеи народа Казахстана в жизни общества и государства. - формирование гражданской и духовно-культурной общности народа Казахстана. - осознание исторической роли казахского народа в построении общества, основанного на мире и согласии.
«Бірлік бар жерде, тірлік бар»«Там, где мир, там и жизнь»
"Сила птицы - в крыльях, сила человека - в дружбе"
2. « Мы многое пережили, пусть прошлое послужит нам уроком»….«АЛҒЫС АЙТУ - ПАРЫЗЫМ»РАХМЕТ!!!СПАСИБО!!!
Общественно – политические процессы в Казахстане в 20- 30-е годы Всем, кто клеймен был статьею полсотни восьмою Кто и во сне окружен был собаками, лютым конвоем Кто по суду, без суда, совещанием особымБыл обречен на тюремную робу до гроба,Кто был с судьбой обручен кандалами, колючкой, цепями,Им наши слезы и скорбь, наша вечная память!
Мы с вами живем в 21 веке. Все ужасы прошлых лет давно позади, но они никогда не будут забыты, мы не можем закрыть глаза или отвернуться, оно всегда рядом с нами, напоминая о себе. Репрессиям подверглись целые народы, Практически каждая семья попала под «красное колесо», маховик тоталитаризма, которая унесла в процессе миллионы ни в чем не повинных людей.
1989г. (16 января) Указом президиума Верховного Совета СССР необоснованно осужденные за государственные преступления в 30-е годы были реабилитированы. 1997 году Указом Президента РК был объявлен «Годом общенационального согласия и памяти жертв политически репрессированных»;
Собственно, без вины виноватые, жертвы тоталитарного режима и те, кто погиб от голода и лишений, вследствие компании советского правительства по коллективизации .Трагическая страница в истории страны и истории народов, страница, которую нельзя перелистнуть, нельзя вычеркнуть, забыть..
25 апреля 1930 года организовано ГУЛАГ ОГПУ.Май 1930 года создан КазИТЛАГ.19 декабря 1931 года Каз ИТЛАГ преобразован в КАРЛАГ ОГПУ, на территории Карагандинской области, главным образом в Осакаровском районе создано 25 посёлков-обсерваторий.30-е годы создан АЛЖИР.Через ГУЛАГовские жернова прошли 101(103) тысяч казахстанцев, более 27 тысяч были расстреляны.
Прежде всего, пострадала творческая интеллигенция.
Был полон лунный свет иных миров печали.Как странно в тишине фамилии звучали.«На выход без вещей!» - приказывали кратко,И каждый знал: туда дорога без возврата.Взревел в ночи мотор, пронзила мысль о доме..Как жутко спят снега, как лунный лес огромен!…Немало есть в тайге запущенных оврагов,Немало в ней трясин, болот и буераков, где с разных уголков нашли друг друга люди.В День Страшного Суда, их ГОЛОС ли разбудит?Продажной клеветы не все отмыты пятна,В трясину брошен ключ, и, может, безвозвратно.
2А. АЛЖИРКогда открылся Акмолинский лагерь жен изменников родины, в его названии не было кавычек. Именно так слово «изменники» теперь написано на вывеске у Аллеи Жертв Репрессий в поселке Акмол близ Астаны.Вначале здесь была так называемая «26-я точка». На ее базе в январе 1938 года появился Акмолинский лагерь жен «изменников» родины. Он относился к Акмолинскому спецотделению Карлага НКВД (Карагандинского лагеря НКВД). Узницы лагеря назвали его коротко: АЛЖИР. В этом лагере волей Сталина оказались около восьми тысяч женщин, вся вина которых состояла только в том, что они не предали своих мужей, первыми брошенных в жернова репрессий 1930-х годов. По всему Советскому Союзу были раскиданы сотни лагерей ГУЛАГа, АЛЖИР был одним из этих эпицентров ада на Земле.
Потом лагерь превратился в многопрофильное хозяйство с крупным сельскохозяйственным производством, мастерскими, швейной фабрикой. После его закрытия в 1953 году поселок стал называться Малиновкой, а теперь – Акмол по историческому названию местности.Отстраивали и обустраивали это место сами узницы. Бараки, столовая, фермы для скота, водокачка, зернохранилище, мастерские – всё это было построено руками заключенных женщин. В основном это были представители интеллигенции, не привыкшие к тяжелой работе.
Их заставляли собирать камыш, рыть арыки и высаживать сады. Много было посажено малины, так и появилось прежнее название поселкаМалиновка. От этих садов и огородов ничего не осталось. А когда-то женщины берегли их ценой собственной жизни.
Бывшая узница лагеря Минтай Даукенова рассказывала нынешним местным жителям, что, когда они посадили 600 яблоневых саженцев, зайцы начали грызть их кору, поскольку зима выдалась суровой и есть им было нечего. Руководство лагеря тогда распорядилось, что если пропадет хоть один саженец, то начнут расстреливать заключенных. Женщины решили делиться хлебом с зайцами. Возле каждого саженца они оставляли кусочки хлеба. Зайцы поднимали эти крошки, не трогая кору высаженных деревьев. К весне яблоневый сад был сохранен. На его месте стоит теперь музейно-мемориальный комплекс «АЛЖИР».
«КУРТ – ДРАГОЦЕННЫЙ КАМЕНЬ»Когда в 1990 году бывшая заключенная Акмолинского лагеря жен «изменников» родины Гертруда Платайс приехала в Казахстан, она рассказала сотрудникам музея «АЛЖИР», как впервые увидела местных казахов и как они отнеслись к заключенным женщинам.
Одним зимним утром женщины-узницы несли с озера Жаланаш охапки камышей.Через некоторое время на берегу озера появились старики и дети, которые по команде старших начали бросать в этих женщин камни. Конвоиры начали громко смеяться: мол, видите, вас не только в Москве, вас и здесь, в ауле, не любят.Оскорбленные женщины думали, ну что же вы, старики, чему своих детей учите?! Но вот одна женщина споткнулась об эти камни, а когда упала рядом с ними, то почувствовала запах молока и сыра. Она взяла кусочек и положила в рот – он показался ей очень вкусным. Она собрала эти камушки и принесла в барак. Там были и заключенные женщины-казашки. Они сказали, что это курт – высушенный на солнце соленый творог.
Воспоминания Гертруды Платайс легли в основу стихотворения «Курт – драгоценный камень». Его автор – преподаватель истории Раиса Голубева. Она живет в селе Новоишимка Акмолинской области. Вот отрывок из ее стихотворения, предоставленный сотрудниками музея «АЛЖИР»:
Курт – драгоценный каменьО, Господи, да это ведь не камень.От него так пахнет молоком.И в душе затрепетал надежды пламень,А в горле встал ком.Так вот что придумали старики!Вот за что женщины детьми рисковали!Они нас от болезни берегли,Они нас от безверия спасали.Они поняли, что мы не враги,А просто несчастные женщины.И чем смогли – помогли,Поразив нас своей человечностью.Я молча поползла по льду,Собирая драгоценные камни.Теперь я отвратила от них беду,Спасая их от охраны.А ночью в холоднейшем бараке,На оскверненной палачами земле,Я, немка, молилась мусульманскому богу,Да ничего не просила себе.Я просила старикам здоровья,Женщинам-матерям – счастья.Особенно я молилась за детей,Чтобы они не видели несчастья.Я прошла все круги ада,Потеряла веру и друзей,Но одно я знаю,Что только так и надо воспитывать детей
Теперь эту историю Гертруды Платайс пересказывают посетителям Музейно-мемориального комплекса жертв политических репрессий и тоталитаризма «АЛЖИР». Раиса Жаксыбаева, руководитель экскурсионного отдела, говорит, что местные жители охотно помогали заключенным женщинам, поскольку сами в 1930-х годах узнали Голод и Лишения..Пастухи под кустиками клали то хлеб, то мясо, и делали знаки женщинам, что там и там-то что-то лежит. Узницы АЛЖИРа были очень благодарны местным казахам.
3. Депортация народов Депортация или насильственное переселение народов –одна из самых трагических страниц прошлого нашей страны. События, связанные с депортацией долго замалчивались. Депортация началась в предвоенные годы. Цель такой массовой депортации – за предельно короткий срок лишить народ не только родины, не только своей земли, но и языка, истории, культуры, родственных связей и самой надежды. Ведь только в таком случае любой человек немец, калмык, чеченец, крымский татарин, украинец, поляк и другие, становились послушной и безропотной частью тоталитарного режима. Принудительное выселение, тяжелый подневольный труд, голод и болезни, исковерканные судьбы – таковы обстоятельства, выпавшие на долю депортированных народов. В связи с изменениями, происшедшими в стране в середине 1950-х годов политика государства по отношению к депортированным народам стала меняться. Со второй половины 1950-х годов начался процесс реабилитации депортированных народов. В 1955-1956 годах с них были сняты правовые ограничения. 11 февраля 1957 года Верховный Совет СССР принял закон «Об утверждении указов Президиума Верховного Совета СССР о восстановлении национальной автономии балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов». Они получили возможность вернуться на свою историческую родину. В 1964 году наступили долгожданные перемены в жизни немецкого населения. В исторических исследованиях 80-90-х годов ХХ века, впервые были рассмотрены все ужасы депортации, трагедия народов, которые стали жертвами акции сталинизма. В Казахстане в 1937-1944 годах нашли вторую родину более 1миллион 109 тысяч представителей депортированного населения, а вместе с эвакуированными – около 1миллиона 640 тысяч человек. По существу, в Казахстане каждый пятый был спецпереселенцем, республика напоминала гигантский ГУЛАГ СССР.
КОРЕЙЦЫ Дата депортации: осень 1937 – весна 1938 г. Нормативные документы: 21 августа 1937, Постановление совнаркома СССР, ЦК ВКП(б) «О выселении коренного населения из пограничных районов Дальневосточного края» Места выхода: Пограничные районы Дальневосточного края. С весны 1938 г. Начинается 2 этап депортации корейцев на территорию Казахстана по Постановлению СНК «О расселении и хозяйственном устройстве переселенцев – корейцев» Численность: 20530 семей Размещение: Южно–Казахстанская область, районы Аральского моря и Балхаша
ПОЛЯКИ Дата депортации: 1940 – 1941 Нормативные документы: декабрь 1938 г. Инструкция «О порядке переселения польских осадников из Западных областей УССР и БССР » Места выхода: Западные области Украины и Западной Белоруссии Численность: 60667 человек Размещение: Актюбинская, Акмолинская, Кустанайская, Павлодарская, Семипалатинская области, Северный Казахстан, ВКО
ИРАНЦЫДата депортации: октябрь – ноябрь 1938 г. Нормативные документы: октябрь 1938 г. Постановление СНК «О переселении иранцев из пограничных районов Азербайджанской ССР в Казахскую ССР» Места выхода: Туркмения, Грузия, Армения, Азербайджан Численность: 2000 семей (шесть тысяч человек) Размещение: Алма-Атинская область, Южный Казахстан
КАРАЧАЕВЦЫДата депортации: весна 1944 г Нормативные документы: октябрь 1943 г. Постановление Совнаркома СССР «О выселении карачаевцев» Места выхода: Карачаевская АО Численность: 45529 человек Размещение: Джамбульская область, Южный Казахстан
НЕМЦЫДата депортации: сентябрь-ноябрь 1941 г. Нормативные документы: 28 августа 1941 г. Указ Президента Верховного Совета СССР « О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» Места выхода: Сталинская, Саратовская, Куйбышевская, Сталинградская области, Краснодарский край, Армения. Численность: 441713 человек Размещение: Алма-атинская, Акмолинская, Актюбинская, Восточно-Казахстанская, Джамбульская, Карагандинская, Кзыл-Ординская, Кустанайская, Семипалатинская, Южно-Казахстанская области
КАЛМЫКИДата депортации: весна 1944 г Нормативные документы: октябрь 1943 г. Постановление Совнаркома СССР «О выселении калмыков» Места выхода: Калмыкская АССР Численность: 2268 человек Размещение: восточные и северные районы СССР, Кзыл-Ординская область.
ЧЕЧЕНЦЫ, ИНГУШИДата депортации: весна 1944 г Нормативные документы: январь 1944 г. Постановление ГКО «О выселении чеченцев и ингушей» Места выхода: Чечено-Ингушская АССР Численность: 89901 человек Размещение: в 10 областях Казахстана, за исключением западных регионов
БАЛКАРЦЫДата депортации: весна 1944 г Нормативные документы: 5 марта 1944 г. Постановление ГКО «О выселении балкарцев» Места выхода: Кабардино-Балкарская АО Численность: 4660 семей (21150 человек) Размещение: Акмолинская, Павлодарская, Семипалатинская, все южные области Казахстана
КРЫМСКИЕ ТАТАРЫДата депортации: май 1944 г Нормативные документы: 19 апреля 1944 г. Постановление «О мероприятиях по очистке территории Крымской АССР от антисоветских элементов» Места выхода: Крымская АССР Численность: 4500 человек Размещение: ВКО, Алма-Атинская, Джамбульская области и др.
ТУРКИДата депортации: 1944 г Нормативные документы: ноябрь 1944 г. Постановление ГКО «О выселении турок» Места выхода: Ахалцихский, Адыгейский, Богдановский, Ахалкалакский районы Грузии. Численность: 6300 семей (27833 человек) Размещение: Алма-Атинская, Джамбульская, Кзыл-Ординская, Талдыкурганская области и ЮКО.
«Мы должны извлекать уроки из нашей трудной недавней истории. Это касается такого важного вопроса как межэтническое отношение и история. Она должна объективно, беспристрастно преподаваться в школах, чтобы молодежь и будущие поколения знали. Наша молодежь должна знать ее как свои пять пальцев. Весь ХХ век на территории Казахстана шел сложный процесс формирования многоэтничного общества»,-сказал глава государства. Казахстан уже давно стал второй родиной для представителей разных национальностей. И хотя многие попали сюда не по своей воле, за годы становления нашей страны Казахстан стал для них родным и любимым, а потому и свое будущее они связывают только с этой землей. По итогам национальной переписи 2009 года на территории Казахстана постоянно проживали представители 125 наций и народностей. Среди них наиболее многочисленными являются семь этносов: казахи, русские, узбеки, уйгуры, татары и немцы.Все казахстанцы – дети одной земли.Все мы – разные и равные дети единого казахстанского народа.У всех нас одна забота – благополучие всего казахстанского народа.У всех нас одна цель – процветание нашей общей Родины.Это наш общий успех, общая гордость.18 апреля 2014Выступление Президента Казахстана Н.А.НазарбаеваНа ХХІ сессии Ассамблеи народа Казахстана
Наша страна священна не только для казахов, она стала родной и любимой для представителей более ста проживающих здесь этносов. День Благодарности появился для того, чтобы люди смогли выразить благодарность поддержавшим их в самые трудные годы казахам. В то же время День благодарности – это и дань уважения, признательности казахского народа своим соотечественникам – представителям различных национальностей. Только благодаря единству и сплоченности всего многонационального народа Казахстана, его самоотверженному труду и безмерной любви к родной земле нам удалось обрести независимость, поднять страну на мировой уровень. Стоит отметить, что в Казахстане уже установлены памятники благодарности. Первый из них, памятный знак «Қазақ халқыма мың алғыс», воздвигнут в городе Уштобе – первом месте переселения корейцев. Еще один монумент установлен в центральном парке Уральска. День благодарности - еще один день проявления патриотизма нашего народа, символ долгой и верной дружбы всех этносов, каждый из которых имеет свою уникальную особенность. День благодарности – это день Ассамблеи народа Казахстана, ставшей основой нашей идентичности, общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел».
Как хорошо, что мы живем именно здесь в Казахстане. Есть такая поговорка: «Пока на земле есть хоть один казах, ты, войдя в его дом гостем, никогда не останешься голодным». И ведь действительно, казахский народ всегда отличался гостеприимством, радушием, проявляя искреннюю радость приходу гостей. Казахи всегда были толерантны по отношению к представителям других народов, недаром именно в Казахстане была создана Ассамблея народа Казахстана, чей опыт работы уже предлагается изучить в мировом масштабе Генеральной Ассамблеей ООН. Спасибо! - так звучит добро, И слово каждый это знает, Но так случилось, что оно, Все реже с губ людей слетает. Сегодня повод есть сказать,« Спасибо» тем, кто рядом с нами, Легко чуть-чуть добрее стать, Чтоб веселее стало маме, И даже брату и сестре, С кем мы бываем часто в ссоре, Сказать: Спасибо! и в тепле, Растает лед обиды вскоре. Открою тайну вам друзья: Вся сила слова в наших мыслях Без добрых слов никак нельзя, Дарите их родным и близким!
ҚАЗАҚ ЖЕРІНЕ РАХМЕТ!СПАСИБО, КАЗАХСКАЯ ЗЕМЛЯ!
Главное - уметь благодарить...Солнце - за его внимание,Звёзды - за неяркий свет в ночи,Друга - за плечо и понимание,Бабушку - за тёплый хлеб в печи.Главное - уметь благодарить...Воду - за волну и за крещение,Рощу - за покой в зените дня,Землю - за любовь и всепрощение,И костёр -за теплоту огня.Можно быть талантливым, бездарным,Многое свершить, иль натворить...Главное - быть жизни благодарным,Главное - уметь благодарить. Анатолий Турянский