Презентация Прогулка в Храм Спасителя
Храм Христа Спасителя был построен в благодарность за заступничество Всевышнего в критический период истории России как памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года. 25 декабря 1812 года, когда последний солдат 600-тысячной армии Наполеона был изгнан из пределов России, Император Александр I, в честь победы российского воинства и в благодарность Богу, подписал Высочайший Манифест о построении в Москве церкви во имя Спасителя Христа и издал "Высочайший Указ Святейшему Синоду об установлении празднества декабря 25, в воспоминание избавления Церкви и Державы Российские от нашествия галлов и с ними двадесяти язык". По замыслу государя в древней столице, лежавшей в то время в руинах, должен был подняться грандиозный храм-памятник, главная идея которого предельно ясно была изложена словами царского Манифеста: "В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились мы в Первопрестольном граде нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа... ... Да благословит Всевышний начинания наши! Да простоит сей храм многие века, и да курится в нем пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов вместе с любовью и подражаньем к делам их предков!". История гибели Храма Христа Спасителя, взорванного в 1931 году, началась почти за полтора десятилетия до его физического уничтожения с факта, не связанного напрямую со сносом Храма. В 1918 году в сквере возле Храма Христа Спасителя был демонтирован памятник Императору Александру III Декрет о памятниках республики, принятый Советом Народных Комиссаров 12 апреля 1918 года, гласил: "Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера. ...". Культурная, социальная, идеологическая, государственная политика новой власти практически не оставляла шансов старой России. Трагическая статистика первых лет революции фиксирует убийства священнослужителей, конфискации церковного имущества, вскрытия святых мощей, запрещения крестных ходов, осквернения церквей и монастырей, их закрытие. Первые сносы храмов стыдливо обосновывались необходимостью расширения и выпрямления улиц с целью решения транспортных проблем. В июне же 1928 года совещанием в агитационно-пропагандистском отделе ЦК ВКП (б) по вопросам антирелигиозной пропаганды началась эпоха оголтелого наступления на религию. Уже в первой половине 1929 года в стране закрылось более 400 храмов, и темпы нарастали: в августе та же участь постигла еще 103 храма. В конце 1929 года была впервые проведена едва ли не самая кощунственная акция XX века - антирождество, приуроченное к празднику Рождества Христова - глумливое гуляние: в парке культуры и отдыха имени А.М. Горького в Москве собралось около 100 тысяч человек. "...Стихийно вспыхивали то там, то здесь костры из икон, религиозных книг, карикатурных макетов, гробов религии и т.д." На катке "Красные Хамовники" шло представление: "Боги и попы с церковными песнями бросились, махая крестами, на пятилетку, появился отряд буденовцев и дал залп, от выстрелов загорелась церковь...". 1929 год стал переломным и еще в одном отношении. Изменилась техника уничтожения зданий - их начали взрывать...В 1930 году были проведены уже две кампании - антипасхальная и антирождественская, в 1931 году - тоже. Они проходили под лозунгами "За безбожную Москву, за безбожную колхозную деревню". И вот на этом фоне, в атмосфере подъема безбожного ударничества и антирелигиозной истерии, советским руководством принимается решение о сносе Храма Христа Спасителя и строительстве на его месте грандиозного здания Дворца Советов. Предложение воздвигнуть "новый дворец рабочих и трудящихся крестьян" на месте "дворцов банкиров, помещиков и царей" внес С.М. Киров на I-ом съезде советских депутатов, проходившем в 1922 году. А в 1924 году возникла необходимость увековечить память В.И. Ленина в связи с его смертью.Сначала обе идеи существуют порознь, и лишь на определенном этапе возникает мысль об объединении в одном грандиозном сооружении памятника вождю мирового пролетариата и Дворца Советов. ЭТАПЫ ВОССОЗДАНИЯ ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ 3 феврале 1990 г.Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возрождение Храма Христа Спасителя и обратился в Правительство России с просьбой разрешить восстановить его на прежнем месте. Еще одной точкой отсчета в развитии движения, приведшего в итоге к разрушению Храма Христа Спасителя, стала опубликованная 2 февраля 1924 года статья Л.Б. Красина, предложившего увековечить память В.И. Ленина в целом ряде архитектурных памятников на всем пространстве СССР. И вот в 1924 году появляется предложение выпускника ВХУТЕМАСа, одного из лидеров Ассоциации Новых Архитекторов (АСНОВА) В. Балихина, по сути сумевшего синтезировать в единую архитектурную программу предложения Кирова и Красина. Балихин предложил соорудить на месте Храма Христа Спасителя грандиозное здание, которое должно стать одновременно памятником Ленину, Коминтерну и образованию Союза ССР. Но предложение соорудить памятник Ленину на месте Храма Христа Спасителя, видимо, показалось вначале кощунственным даже партийным функционерам, не решившимся сразу заменить Храм во имя Богочеловека на памятник обожествлявшемуся таким образом в массовом сознании вождю - памятник "Человекобогу". К реализации предложения Кирова о создании Дворца советское правительство приступило почти через 10 лет - в начале 1931 года. В феврале - мае 1931 года был организован первый, предварительный конкурс по строительству Дворца Советов, носивший закрытый характер и особое значение уделявший именно выбору места для памятника. Дворца советское правительство приступило почти через 10 лет - в начале 1931 года. В феврале - мае 1931 года был организован первый, предварительный конкурс по строительству Дворца Советов, носивший закрытый характер и особое значение уделявший именно выбору места для памятника. 2 июня 1931 года на заседании, проходившем в кабинете Молотова, окончательно решилась судьба Храма - по личному распоряжению И.В. Сталина Храм Христа Спасителя был предназначен к сносу для строительства на его месте "главного здания страны" - Дворца Советов. 5 декабря 1990 г.На Волхонке, близ того места, где стоял Храм, был торжественно установлен гранитный камень с высеченной надписью: "Закладной камень во имя Державной Божией Матери - предтечи Храма Христа Спасителя, который будет возрожден на этом святом месте". Организаторами общественного движения за воссоздание Храма были В.А. Солоухин, В.П. Мокроусов, В.Н. Крупин, Г.В. Свиридов, В.Г. Распутин 16 июля 1992 г.Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным был подписан Указ "О создании фонда возрождения Москвы", где в перечне объектов, строительство и реконструкция которых обеспечивается в первоочередном порядке, на первом месте значится Храм Христа Спасителя.31 мая 1994 г.Правительство Москвы по согласованию с Московской Патриархией приняло постановление о начале восстановления Храма Христа Спасителя. 7 сентября 1994 г.Состоялось учредительное собрание Общественного наблюдательного Совета по воссозданию Храма Христа Спасителя. Председателем Совета избран Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.На этом же заседании был учрежден Фонд финансовой поддержки воссоздания Храма Христа Спасителя. 30 сентября 1994 г.Начата разборка конструкций бассейна "Москва". В ноябре начата заливка бетонного основания стилобатной части Храма, завершенная в декабре 1994 г. 7 января 1995 г.На праздник Рождества Христова Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в присутствии председателя Правительства Р.Ф. В.С. Черномырдина и мэра Москвы Ю.М. Лужкова совершил торжественный молебен с закладкой камня и памятной доски в фундамент воссоздаваемого Храма Христа Спасителя. 23 апреля 1995 г.На Пасху состоялось первое Богослужение - торжественная Пасхальная Вечерня на "нулевой" отметке - на уровне пола возводимого Храма.19 августа 1995 г.В Праздник Преображения Господня в Спасо-Преображенской церкви комплекса Храма Христа Спасителя состоялось торжественное Богослужение с традиционным освящением плодов.7 января 1996 г.Состоялось открытие первых двух мемориальных досок с именами жертвователей и закладка трех последних кирпичей в стену главного входа Святейшим Патриархом Алексием II, Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным и Мэром Москвы Ю.М. Лужковым. 14 апреля 1996 г.На Пасху Святейший Патриарх Алексий II в присутствии Президента России, руководителей Федерального и Московского Правительств совершил первое Богослужение под сводами Храма - Пасхальную Вечерню.19 августа 1996 г.Святейшим Патриархом Алексием II был освящен главный престол Спасо-Преображенской церкви, после чего в нем по воскресным и праздничным дням начали совершаться регулярные Богослужения.7 сентября 1997 г.В день празднования 850-летия Москвы Храм Христа Спасителя стал центром проведения юбилейных торжеств. После торжественного молебна на площади Храма Святейший Патриарх Алексий II освятил стены Храма Христа Спасителя. С этого времени начинается воссоздание художественного убранства Храма Христа Спасителя: установка на фасады скульптурных изображений Святых и воссоздание росписи Храма. 2 апреля 1999 г.Первые художники начали роспись в куполе Храма.Декабрь 1999 г.Полностью закончены росписи Храма.31 декабря 1999 года.Святейший Патриарх Алексий II совершил малое освящение Храма Христа Спасителя. 19 августа 2000 года.Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освящение Храма Христа Спасителя. Работа над воссозданием росписи подкупольного барабана (автор воссоздания В.П. Псарев). Строительные леса внути центрального купола, изготовленные на заводе "МИГ" (высота подкупольного пространства около 15 м). Подготовительный рисунок к росписи центрального купола (автор воссоздания (Е.Н. Максимов). Окончание работы над росписью центрального купола, после снятия верхнего яруса лесов (автор воссоздания Е.Н. Максимов). Вид на центральный купол, после снятия верхнего яруса строительных лесов (автор воссоздания Е.Н. Максимов). Председатель Комиссии по художественному убранству Храма Епископ Орехово-Зуевский Алексий и художник В.П. Псарев. Скульптуры св. Евангелистов перед установкой на фасад Храма, рядом - автор воссоздания И. Козлов с помощником. Святейший Патриарх Алексий с членами Правительства Москвы ВОССОЗДАНИЕ ХРАМАС уникальными кадрами облета стройки на вертолете ВЕЛИКОЕОСВЯЩЕНИЕХРАМА ХРИСТАСПАСИТЕЛЯ