Презентация к открытому уроку по поэме Анна Снегина С.А.Есенина
Открытый урок по литературе для обучающихся 11 класса МОУ Романовская средняя общеобразовательная школа имени И.В.СерещенкоПодготовлен Лавровой Александрой Ивановной,учителем русского языка и литературы
С удачи малой начинается успех!
«Разберёмся во всём, что видели,Что случилось, что стало в стране,И простим, где нас горько обиделиПо чужой и по нашей вине…»
Понять и простить. Поэма «Анна Снегина» С.А.Есенина- поэма о судьбе человека и Родины
Собери фразуЭтоПроизведениеНа историческуюБольшоеТемуСтихотворноеГероическуюИлиЛирическуюПоэмаВозвышенную
Что же получилось? Поэма – это большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.
Почему поэму «Анна Снегина» можно назвать поэмой о судьбе человека и Родины?
Работаем в группахI группа – галерея народных образовII группа – образ главного герояIII группа –образ Анны Снегиной
«Шесть шляп мышления»«И, взяв свою шляпу и трость,Пошел мужикам поклониться…»
Какую информацию мы получаем о месте действия и от кого?
Село, значит, наше – Радово,Дворов, почитай, два ста.Тому, кто его оглядывал,Приятственны наши места.Богаты мы лесом и водью,Есть пастбища, есть поля.И по всему угодью Рассажены тополя…
Какие произведения русской литературы напомнило вам описание села Радово и деревни Криуши?Поэма «Кому на Руси жить хорошо?»
Какой информацией о лирическом герое мы обладаем?Я в радовские предместья Ехал тогдаотдохнуть...
Какую информацию мы получаем о главной героине?«Девушка в белой накидке»«Я важная дама стала…»
Прототип образа Анны СнегинойЛидия Кашина (1886-1937), дочь помещика, хозяина имения в Константинове.
Палитра чувствВосхищениеИзумлениеПреклонениеНевериеБезмолвиеВосторгРадостьГрустьСкорбьСостраданиеБоязньУжас
Какие чувства вызывает рассказ возницы?Однажды мы их застали…Они в топоры, мы тож.От звона и скрежета сталиПо телу катилась дрожь.
Какие чувства вызывает у вас рассказ старой мельничихи?У нас здесь теперь неспокойно.Испариной всё зацвело.Сплошныемужицкие войны-Дерутся селом на село.
Какое чувство испытываете вы, читая следующие строки?Таких теперьтысячи сталоТворить на свободегнусь.Пропала Расея,пропала…Погибла кормилица Русь…
Что вы чувствуете, читая рассказ главного героя о событиях в стране? Разделяете ли вы его отношение к войне?Война мне всю душу изъела.За чей-то чужой интересСтрелял я в мне близкоетелоИ грудью на брата лез.Я понял, что я игрушка,В тылу же купцы да знать,И , твердо простившись спушками,Решил лишь в стихахвоевать.
И сколько с войной несчастныхУродов теперь и калек!И сколько зарыто в ямах!И сколько зароют еще!И чувствую в скулах упрямыхЖестокую судоргу щек.
Что, по мнению старой мельничихи, неправильно в новом укладе жизни?Сама я своими ушамиСлыхала от прихожан:То радовцев бьют криушане,То радовцы бьют криушан.А всё это, значит, безвластье.Прогнали царя…Так вот…Посыпались все напастиНа наш неразумный народ.
Что неправильно, по мнению героя, в ситуации, сложившейся в стране?Свобода взметнуласьнеистово,И в розово смрадном огнеТеперь над страноюкалифствовалКеренский на белом коне.Война до конца, до победы.И ту же сермяжную ратьПрохвосты и дармоедыСгоняли на фронт умирать.
Почему герой не может ответить на вопросы мужиков?Отойдут ликрестьянамБез выкупа пашни господ?За что же тогда на фронтеМы губим себя и других?
В чем трагедия судьбы Анны Снегиной?
Дом Анны СнегинойДом с мезониномНемного присел на фасад.Волнующе пахнетжасминомПлетневый егопалисад.
Кто участвовал в изгнании Снегиных?И Прон мой ей брякнул прямоПро землю,Без всяких слов.«Отдай!»-Повторял он глухо.
С чем у вас ассоциируется имя Лабутя?У Прона был брат Лабутя,Мужик – что твой пятый туз:При всякой опасной минутеХвальбишка и дьявольский трус.Лабутя – неуклюжий, бестолковый человек, разиня, рохля. (В.И.Даль)
Что вы думаете о встрече героя с мельником и его женой?От радости старый мельникНе может сказать двух слов…
Но всё же в плохие минутыПриятно друзей иметь.
Что характерно для восприятия действительности героем?Я думаю:Как прекраснаЗемляИ на ней человек.
Как относится герой ко всему, что связано с его прошлым?Иду я на свой сеновал.Иду я разросшимся садом,Лицо задевает сирень.Так мил моим вспыхнувшим взглядамСостарившийся плетень…
При каких обстоятельствах происходит первая встреча Анны и Сергея? Что можно сказать о чувствах героини и героя?Какой вы теперь не такой!Я даже вздохнула украдкой,Коснувшись до вас рукой.Да…Не вернуть, что было.Все годы бегут в водоем.Когда-то я очень любилаСидеть у калитки вдвоем.Мы вместе мечтали о славе…
Как вы объясните душевное состояние лирического героя?По-странному был я полонНаплывом шестнадцати лет…
Почему Анна обидела героя?Вы жалкий и низкий трусишка.Он умер.А вы вот здесь…
Когда герои встречаются вновь? Почему они расстаются снова?Но вас Оскорбила случайно…Жестокость была мой суд.Была в том печальная тайна,Что страстью преступной зовут.
Каково отношение Анны к Сергею в конце поэмы?Но вы мне по-прежнему милы,Как родина и как весна…
Подведём итогиГде побывали герои?Кто из представителей народа вам наиболее симпатичен и почему?Что вы можете сказать о судьбе Анны Снегиной?В чем убедился поэт?Чем заканчивается поэма?
Поэма заканчивается словами любвиКогда-то у той вонкалиткиМне было шестнадцать лет.И девушка в белой накидкеСказала мне ласково: «Нет!»Далекие милые были!..Тот образ во мне не угас.Мы все в эти годы любили,Но мало любили нас.Когда-то у той вон калиткиМне было шестнадцать лет.И девушка в белой накидкеСказала мне ласково: «Нет!»Далекие милые были!..Тот образ во мне не угас.Мы все в эти годы любили.Но, значит, Любили и нас.
Тебе, о Родина, сложил я песню ту…
До новых встреч!