Презентация «Духовно-нравственное воспитание как условие гармоничного развития личности учащегося»
«Духовно-нравственное воспитание как условие гармоничного развития личности учащегося» ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ Принцип гуманистической направленностиПринцип природосообразностиПринцип культуросообразности Принцип эффективности социального взаимодействия Принцип ориентации воспитания на развитие социальной и культурной компетенции Приоритетные задачи воспитания Блок 1: Оказание помощи ребенку в его мировоззренческом гражданском самоопределенииБлок 2: Необходимость вооружить растущего человека средствами самоорганизации, уважения человеческого достоинства, самоутверждения личности;Блок 3: Постановка ребенка в ситуацию нравственного выбора, усвоения им нравственных категорий в реальных жизненных обстоятельствах Общечеловеческие ценности Любовь к материПатриотизм. Любовь к Родине Свобода волиДобро и зло Самовоспитание ДобродетельСовестьНадежда Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.Во-вторых, в современном мире ребенок развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера на еще только формирующуюся сферу нравственности.В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности. В-четвертых, нравственные знания информируют ребенка о нормах поведения в современном обществе, дают представления о последствиях нарушения этих норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Во-первых, понимание и учет в работе всех источников нравственного опыта воспитанников: деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства.Во-вторых, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах.В-третьих, включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей. Система нравственного воспитания включает в себя: Социальные и общие личностные (идейность, гражданственность, нравственность, педагогическая направленность и эстетическая культура)Профессионально-педагогическиеИндивидуальные особенности познавательных процессов и их педагогическая направленность (педагогическая наблюдательность, мышление, память и т.д.)Эмоциональная отзывчивостьВолевые качестваОсобенности темпераментаСостояние здоровья Творческое мышление Диалоговое общение «Преобразовательные» способностиПедагогическая рефлексияПоложительные этические качества (добродетели)Высокие ценностные установки (патриотизм, гражданственность, любовь к детям) Группы качеств личности педагога, влияющие на нравственное воспитание: Педагога отличают следующие качества: яркая индивидуальность; любовь к детям; внутренняя сила, цельность, целеустремленность, притягивающая детей и взрослых; "организационное и эмоциональное" лидерство; способность генерировать идеи и увлекать ими; широта и глубина интересов, целостное мировоззрение; уверенность в своей миссии, в правильности избранного им пути;высокая степень напряженности внутренней жизни, устремленность, возвышенный характер духовно-нравственной сферы (духовность); творческое отношение к детям, к своему делу, к миру в целом; творческое отношение к самому себе как личности - использование собственных возможностей достигает в таком учителе своей высшей формы;гуманистический приоритет. Технология развития чувства «педагогической любви» 1.Постараться понять, что они - дети, потому и ведут себя как обычные дети.2. Постараться принять ребенка таким, каков он есть на самом деле - с "плюсами" и "минусами.3. Возможно более полно узнать, почему он стал "таким", и постараться "выработать" в себе понимание, сострадание и сочувствие к ребенку.4. Найти позитивное в личности ребенка, выразить ему доверие, постараться включить его в общую деятельность (с заранее прогнозируемой позитивной оценкой).5. Установить личный контакт с помощью средств невербального общения, создавать "ситуации успеха", оказывать ребенку позитивную словесную поддержку.6. Не упустить момент словесного или эмоционального отклика с его стороны, принять действенное участие в проблемах и трудностях ребенка.7. Не стесняться проявлять свою любовь к детям, открыто откликаться на проявление ответной любви, закреплять дружеский, сердечный, искренний тон в практике повседневного общения. Диагностика уровня воспитанности Результаты :из 307 учащихся 2х-8х классов:Высокий уровень воспитанности имеют 72 человека (24%)Хороший уровень воспитанности имеют 105 человек (34%)Средний уровень воспитанности имеют 113 человек (36%)Низкий уровень воспитанности имеют 17 человек (6%) Таким образом, высокий и хороший уровень воспитанности имеют всего 58% учащихся 2-8 классов. Какие проблемы личного плана волнуют Вас больше всего? Взаимоотношения в семье -88Здоровье - 86Учёба - 60Будущая карьера - 25Любовь - 23Проведение свободного времени - 12Возможность заработка - 11Нормальное питание - 11Взаимоотношения с одноклассниками - 5Взаимоотношения с учителями - 3Покупка одежды и других вещей - 5 Выразите своё отношение к традиционным гуманистическим ценностям Счастье - 67Справедливость - 65Свобода - 54Добро - 42Дружба -39Честь, достоинство и совесть - 34Истина -11Вера и идеалы - 6Миролюбие -3Патриотизм -4Милосердие -2Коллективизм -3 Чему жизненно важному учит Вас школа? Самостоятельности и уверенности в себе - 65Умению общаться-52Уважению к людям, человеколюбию - 50Дружбе - 32Самопознанию - 31Творческому отношению к жизни - 16Организаторским умениям - 16Жизнелюбию - 13Доброте - 10Ничему не учит - 9Преданности – 2Затрудняюсь ответить – 19 Основные правила нравственного воспитания Не делайте того, чего не желаете себеЭто правило создает условия для творения благоразумных, благовоспитанных, добросовестных, добропорядочных, доброжелательных, добросердечных поступковТворите для других добро, если для этого у вас есть возможность. Это правило учит быть человечным, не оставлять другого в беде, а сочувствовать и помогать каждому, кто нуждается в твоей помощи, учит сопереживать, ставить себя на место другого, чужое горе переживать, как свое собственное.Будьте патриотами своей нации и своей страны, защищайте Отечество.Это правило поможет любить свою Родину, свой народ; быть гордым за принадлежность именно к этой стране, независимо от ее экономического, климатического или другого положения; развивать чувство чести и достоинства Новые воспитательные технологии Проект «Нравственный человек. Какой он?»;Составить законы жизни каждого классного коллектива и школы в целом;Составить Кодекс нравственного поведения;Результативность выполнения обучающимися кодекса и нравственных законов класса обсуждать в конце каждой четверти;Обеспечить поощрения обучающихся, получивших высокую оценку, и их семей в виде благодарностей от классных руководителей и администрации школы в конце учебного года;Провести классные родительские собрания по результатам подведения итогов совместно с обучающимися;Фотографии лучших обучающихся разместить на сайте школы;Достижения класса в целом оформить в виде компьютерной презентации.Классному руководителю знакомить родителей класса с нравственными законами;Классным руководителям пытаться максимально использовать теоретические знания по нравственному воспитанию в реальных жизненных ситуациях Театрализация каких-либо нравственных ситуаций – хорошее подспорье в воспитании нравственных начал школьника;Организация встреч с выдающимися людьми, преодолевшими себя, состоявшимися в своей судьбе;Чтение классным руководителем хорошей литературы, с последующим обсуждением прочитанного с ребятами;Воспитание нравственности – это воспитание, построенное на традициях коллектива «В человеке все должно быть прекрасно – и лицо, и одежда, и душа, и мысли…»А.П.Чехов