Презентация Формы реализации педагогического потенциала семьи в работе службы школьной медиации
Формы реализации педагогического потенциала семьи учащегося службой школьной медиации Подготовила: педагог-психолог МОУ-СОШ № 3 г.Можайска Куренкова Н.В.
Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания. Ответственность здесь делится пополам, и стороны выступают не заказчиками и исполнителями, а скорее членами одной команды с разными функциями и сферой приложения сил. В таком типе взаимодействия обязательно присутствует двусторонняя обратная связь.
Школа ставит перед собой следующие задачи: - воспитательные, - учебные, - просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Самое важное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть.
Семья для ребенка – место рождения и становления. Именно в семье он получает азы знаний об окружающем мире.
Семья – это определенный морально-психологический климат, это школа отношений с людьми, это зависит от семейного воспитания.
Семейное воспитание имеет широкий временной диапазон воздействия: оно продолжается всю жизнь человека, происходит в любое время суток, в любое время года.
Семья представляет собой разновозрастную социальную группу, а значит, здесь переплетаются различные ценностные ориентации, различные критерии оценок и различные идеалы, точки зрения и убеждения.
Потенциал (от лат. potentia – сила) – источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели.
Воспитательный потенциал семьи – это круг факторов и условий, способствующих всестороннему развитию детей, включающий семейную микросреду, образ жизни семьи, а также возможности семьи в сфере духовно-практической деятельности.
Средством реализации потенциальных возможностей семейного социума в формировании у обучающихся социально-значимых качеств является социально-педагогическая деятельность.Социально-педагогический подход заключается в разрешении проблем личности на основе использования потенциала социума: путем включения человека в социально-значимую деятельность, в новые социальные отношения, формируя у них социальные потребности, развивая у личности социальные способности и устанавливая деловое взаимодействие с социальными институтами города ради разрешения ее проблем социализации текущего и хронического свойства.
Главной целью социально-педагогической деятельности является качественные изменения в самой личности и формирование социальной активности личности.Важнейшей задачей работы классного руководителя в учебно-воспитательном процессе является реализация, а при необходимости и развитие (восстановление) воспитательного потенциала семьи учащегося для создания конструктивных межличностных отношений, как фактора социальной поддержки, а также социализации обучающихся и в формировании их готовности к самостоятельной воспитательной работе
Формы воспитательной деятельностиучебные, трудовые, спортивные, художественные разностороннее развитие оказывает влияние на формирование гармоничной личностинепосредственные и опосредованные Влияние педагога осуществляется как в индивидуальной, так и в групповой просветительской деятельностикратковременные, продолжительные, традиционные воспитательный процесс может длиться от нескольких минут до нескольких недель, при необходимости, может носить регулярно повторяющиеся характер.включенные и без включениявоспитание может проводиться с учащимися без включения их в предварительную подготовку, и предусматривающие предварительную работу, подготовку учащихсяпроводимые педагогом и на основе сотрудничества деятельность детей организуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежит детям.информационный обмен результат воспитательно – психологического взаимодействия
Формы взаимодействия специалистов с семьейВзаимное информирование друг друга о проблеме, ее остроте и требуемой помощи.Согласование действий, взглядов, идей , решений и средств разрешения социально-педагогических проблем детей и взрослыхСовместная деятельность, совместные мероприятия, партнерство, взаимовыгодное сотрудничество для эффективной реализации педагогических ресурсов, и возможностей самой личности.Партнерство и сотрудничество доверительные отношения Уважение и разделение интересов ребенка, участие в его жизни
Формы работы с родителями
Формы реализации воспитательного потенциалаI. Приобщение семьи учащегося к учебному процессу образовательной организации, к разработке учебных дисциплин по выбору учащегося.А. стадия развития социальных потребностей семьи учащегося. Б. стадия ознакомления с содержанием учебного процесса образовательной организации, к разработке учебных дисциплин по выбору учащегося. В. стадия активного участия семьи учащегося в мероприятиях школы, в родительском комитете, в разрешении проблем социализации учащихсяГ. стадия совершенствования социально-значимой деятельности заключается в приобретении личностью собственного опыта решения учебных или профессиональных задач, завершением процесса адаптации к разнообразным ситуациям деятельности.Д. стадия достижения спланированного успеха и положительного результата деятельности.
Формы реализации воспитательного потенциала. II. Включение семьи в социальную деятельность, в социально значимые дела, мероприятия образовательной организации.А.формирования социально-значимых потребностей личности.Б. ознакомления с содержанием социального статуса личности. В. освоения прав и обязанностей. Г. совершенствования функциональной связи статусов заключается в приобретении личностью собственного опыта взаимодействия, завершением процесса адаптации к разнообразным ситуациям деятельности. Д. достижения устойчивых социальных отношений и положительного результата взаимодействия.
Формы реализации воспитательного потенциала.III. Вовлечение семьи во взаимодействие образовательной организации с различными социальными институтами, отдельными и специалистами.А. "совместно-индивидуальная деятельность" - когда каждый участник делает свою часть общей работы независимо от других .Б."совместно-последовательная деятельность" - когда общая задача выполняется последовательно каждым участником .В. "совместно-взаимодействующая деятельность" -когда имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными.
Формы реализации воспитательного потенциала.IV. Наставничество, шефство семьи учащегося над семьями отстающих учащихся.Наставничество – это социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального опыта, форма преемственности поколений. Шефство – это систематическая воспитательная работа по передаче опыта, знаний, ценностей, идеалов и традиций от более опытных менее опытным членам общества; форма взаимоотношений между значимым родителями, взрослым и школьником.Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. В качестве наставника могут быть как отдельные наиболее подготовленные педагоги, родители так и целые семьи учащихся.Организация наставничества – это одно из важных направлений деятельности классного руководителя. Родитель, семья учащегося становится успешным наставником только в том случае, если он эффективно реализует навык наставничества.
Формы восстановления воспитательного потенциала семьи в социально-педагогической деятельности.Развитие воспитательного потенциала семьи – это творческий процесс, всецело определяемый наличием творческого подхода у классного руководителя и стиля его деятельности. В силу этого существует многообразие подходов решения этой творческой задачи, тем не менее имеет место фиксированных основных форм развития его в практике деятельности специалистов образовательных организаций. Формирование, развитие и совершенствование социальных потребностей детей и взрослых,как форма развития воспитательного потенциала семьи.Включение семьи, детей и взрослых в новые виды социальнойдеятельности. отношения, в семейно-соседское общениеУстановление взаимодействия с новыми социальными институтами, (другими семьями), отдельными специалистами
Таким образом, к основным направлениям и формам работы службы школьной медиации в работе с семьей учащегося относятся те, с помощью которых совместной работай социально-педагогической службы, родителей и детей достигается согласованное сотрудничество основанное на уважении, доверии, умению вести конструктивный диалог и составлять стратегию развития гармоничного развития личности ребенка в межличностном взаимодействии с социальной средой.