Методический семинар Формирование устойчивой мотивации обучения биологии и химии в урочное и внеурочное время
«МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»Полякова Галина Геннадьевна,учитель биологии и химииМБОУ «Адашевская СОШ»
ПОЛЯКОВА ГАЛИНА ГЕННАДЬЕВНАОбразование – высшее, МГУ им. Н.П. Огарёва, биологический факультет.Стаж педагогической работы – 26 лет.Квалификационная категория – I. Методическая проблема: «Формирование устойчивой мотивации обучения биологии и химии в урочное и внеурочное время»
МОТИВАЦИЯ…«Страшная это опасность – безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает и морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, в сфере мысли». В. А. Сухомлинский. Стаж в данной школе – 6 лет. Проработав 2 года, и анализируя результаты своей работы, я пришла к выводу, что у многих детей совсем отсутствует мотивация к обучению.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Проблема формирования мотивации учащихся получила широкое распространение во всем мире. Я.А.Каменский первый попытался отыскать и привести в систему объективные закономерности воспитания и обучения. В фундаментальном труде «Великая дидактика» он пишет: «Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знаниям и учению… Метод обучения должен умножать трудности с тем, чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало их от дальнейших занятий». При развитии данной методпроблемы помогла педагогическая литература, в которой был рассмотрен этот вопрос. Это статьи А.К Марковой, В.В Давыдова, Е.П.Ильина, Н.И. Мешкова, М.А.Родионова, Т.В.Коростелевой. Предметы химия и биология по шкале трудности учебных предметов (согасно СанПин) относятся к категории самых трудных предметов, и получить эффективный результат знаний по ним не так то просто. По рангу трудности 5-9 кл (по баллам max -13)Химия 8 кл – 10, 9 кл – 12, Биология – 5 кл – 10, 6 кл -8, 7 - 11 кл – 7.По рангу трудности 10-11 кл (по баллам max -12)Химия – 11Биология -7
Цель: формирование устойчивой мотивации на уроках биологии и химии через включение каждого ученика в активную деятельность на уроках и вне уроков, через развитие внимания и интереса – одних из основных условий успешного восприятия учебного материала.Актуальность: современная социокультурная ситуация привела к тому, что в обществе происходит интенсивный процесс изменения социальных ориентиров. Современная школа находится на стадии динамического обновления, постоянно происходит совершенствование содержания, организационных форм, а также инновационных технологий обучения.
Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность или пассивность поведения. Вовлеченный ученик – это успешный ученик! Вовлеченный ученик – готов к сотрудничеству, взаимодействию. Именно это является фактором успеха. Он активный и любознательный, сосредоточенный и внимательный. Он мотивирован на овладение ЗУН по предмету. Невовлеченный ученик – пассивный и равнодушный, а иногда бывает раздражительный или даже агрессивный, демонстративно отвергая все задания учителя.
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ МОТИВАЦИИ Я считаю, что основными факторами, которые влияют на формирование положительной устойчивой мотивации к обучению, являются:Содержание учебного материала;Организация учебной деятельности;Индивидуальные и коллективные формы учебной деятельности;Оценка учебной деятельности;Стиль педагогической деятельности учителя.
МОТИВАЦИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ УПРАВЛЯЕМА Чтобы добиться желаемого результата, нужно создавать оптимальную образовательную среду, мотивировать учащихся на учебную деятельность, учить детей так, чтобы им захотелось учиться. Для этого мы, учителя, должны владеть различными формами обучения. Нужно вносить элементы новизны, строить работу с учащимися таким образом, чтобы уровень сложности заданий постоянно повышался. Все зависит от мастерства учителя, от умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения.
Мне важно, чтобы ребенку нравился мой урок, чтобы он работал и достигал своих целей. Я всегда спрашиваю себя: «Что можно сделать, чтобы мои ученики хотели учиться? Как правильно спланировать виды деятельности на уроке и вне него?» Ведь ни программа, ни учебник не дает готовых схем. Я стараюсь сама сконструировать учебный процесс, учитывая условия обучения и состав учащихся. По-возможности стараюсь отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. А после проведения урока, выходя из класса, я всегда задаю себе вопрос: «Получилось ли?» и «Что было не так?».
Помните Тома Сойера, превратившего принудительную покраску забора в увлекательное занятии? Цель, технология и выполнение остались прежними, но как изменилась мотивация! А следом за мотивацией и качество всей работы. То же самое и урок- цель, которую должны достигнуть по окончании урока, остается неизменной, но можно изменить методы достижения этой цели. По сути, каждый из нас должен быть те самым Томом Сойером. Стараться вовлекать каждого учащегося в работу на уроке. С этой задачей справляются активные методы обучения.
Особо хочу отметить и порекомендовать своим коллегам некоторые формы работы из своего педагогического опыта1)эвристическая беседа метода проблемного обучения;2)проектно-исследовательский метод обучения;3)индивидуальные творческие домашние задания;4)игровой метод обучения.
КОНЦЕПЦИЯ МОЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1)Причиной неуспешности многих учащихся являются особенности интеллектуальных функций: фрагментарность мышления, низкая компетентность чтения, недостаточная аналитическая и синтезирующая деятельность и недостаточность логичности мышления. В связи с этим важнейшей стороной обучения я считаю развитие тех сторон личности, которые характеризуют интеллектуальный ее уровень. Что бы эти учащиеся скорее оказались в ситуации «успешности», необходимо включение их во все-все виды мыслительных операций.
2)Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик “свою”, по-новому взглянуть на привычные вещи, на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру действенных знаний. Карл Роджерс, американский психолог, выделил два типа обучения: информационное, обеспечивающее простое знание фактов и значимое учение, которое дает знания, необходимые обучающимся для самоизменения и саморазвития. Мой педагогический опыт основан на значимом учении.
3)Чтобы сформировать устойчивую мотивацию обучения, необходимо владеть всеми известными педагогическими технологиями и сформировать из них ту свою методику, которая необходима этому возрасту, этому контингенту и именно на этом этапе развития. Главное условие выбора: соблюдение принципов целесообразности, эффективности и здоровьесбережения. Я считаю, мои результаты работы показывают, что используемая мною методика даёт положительные результаты. Созданная система мотивации позволила добиться некоторого улучшения ЗУН и отношения учащихся к предметам биология и химия. И меня очень радует, что приходя в какой-либо класс на замену урока, я слышу радостные возгласы: «Ура! У нас – биология!».
НАШИ УРОКИ БИОЛОГИИ
Работа с биологическими словарями
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АКЦИЯ «ПОМОГИ ЗИМУЮЩИМ ПТИЦАМ»
Республиканский конкурс творческих и исследовательских работ «НАСЛЕДИЕ»Келина Галина, 7 кл. Призёр конкурса, II место.
Республиканский этап Всероссийского конкурса «Юные исследователи»
Межрегиональный конкурс исследовательских работпо эколого-этнографическому проекту«Дерево Земли, на которой я живу!»
Московский Международный Форум «Одарённые дети»
Основина Анастасия – ученица ЦОД г.Саранск (биология)