Презентация к пед.совету на тему: Индивидуальная психолого-педагогическая помощь учащимся при выборе личностной траектории развития
Педсовет на тему: « Индивидуальная психолого-педагогическая помощь учащимся при выборе личностной траектории развития» План выступления психолога МОУ СОШ № 611 .Значение психолого - педагогической помощи для школы и общества.2. Организационно-педагогические условия реализации индивидуальной психолого-педагогической помощи в МОУ СОШ №61.3.Модели реализации психолого-педагогической помощи при выборе личностной траектории развития.(ЛОО) 1.Значение психолого-педагогической помощи для школы и общества. « Решающей силой и одновременно стратегической целью развития цивилизованного общества является Человек, его интеллектуальный и творческий потенциал, психическое и нравственное здоровье. Самые тяжёлые потери на различных этапах развития России были связаны с отсутствием должного внимания к человеку, ребёнку как высшей ценности общества». Причины и необходимость введения психолого –педагогической помощи Уровень жизни не обеспечивается её качеством- субъективной удовлетворенностью условиями быта, психоэмоциональным и нравственно-духовным благополучием. В России эти обстоятельства выражены резко – в виде тревожности, апатии, стресса, жестокости, роста подростковой преступности, в общей криминализации детской субкультуры. Выходом из кризисной ситуации могла бы стать открытость школы и педагогической науки к происходящей в сфере детства процессам;Их тесное взаимодействие с семьёй, как важнейшим естественным институтом и первым этапом социализации ребёнка, другими социальными институтами, призванными удовлетворять разнообразные потребности детей, содействовать их полноценному личностному развитию. Незащищённость детей Причём происходит это на фоне социального сиротства и детской беспризорности. Под непосредственным влиянием ближайшего окружения ребёнка , микросреды формируются его система ценностных ориентаций и жизненная позиция, которые в конечном итоге, выражаются в «личностной композиции социально-ценностных отношений». Необходимо обеспечить сочетания разнообразных воздействий на сознание ребёнка с вовлечением его в активную деятельность:* интеллектуально-познавательную;* культурно – досуговую ;* общественно- политическую;* трудовую;* спортивную.А так же с побуждением к многоплановому и разностороннему общению в различных группах, коллективах, объединениях, нацеленное на УСПЕХ в разнообразной деятельности и общении. Что такое психолого - педагогическая помощь? Психолого – педагогическая помощь это:один из способов психолого –Педагогического воздействия, направленный на гармонизацию развития личности ребёнка, его социальной активности, адаптации, формирование адекватных межличностных отношений. Цель психолого – педагогической помощи: -Формирование личности, способной к полноценной жизнедеятельности в условиях изменяющейся реальности и в полной мере реализующей свою индивидуальность, творческий потенциал, что актуализирует роль саморазвития и самовоспитания, самопомощи. 2.Организационно – педагогические условия реализации психолого –педагогической помощи в МОУ СОШ №61 1.Взаимодействие всех субъектов учебной деятельности: УчащиесяПсихологСоциальный педагогКлассные руководителиРодителиАдминистрация школы 3 основных переломных момента в процессе обучения в школе: 1.Поступление в 1 класс;Переход из начальной школы в среднюю;Переход из средней школы в старшую
учитель одноклассники новые предметы ученик 1 ступень(начальная школа) Школа( в сознании ученика 1 класса) Основные показатели благоприятной адаптации ребенка: сохранение физического, психического и социального здоровья детей;установление контакта с учащимися, с учителем;формирование адекватного поведения;овладение навыками учебной деятельности. Период адаптации к школе может длиться 2-3 недель до полугода Это зависит от многих факторов:1.Индивидуальные особенности ребёнка;2.Характер взаимоотношения с окружающими;3.Степень подготовленности к школьной жизни. Рекомендации:Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе. Тем успешнее ребёнок адаптируется к новым условиям. Адаптация учащихся 2 класса 3 класс Адаптация 4 класс Учителя-предметники Новые учебные предметы Новые требования Новый кл.рук-ль Пятиклассник 2 ступень(среднее звено) 5 классы п Внимание!!! Пятиклассник!!!(Переход из начальной школы в среднюю...) Основные психологические трудности: 1.Обострение всех прежних проблем как явных так и скрытых, от внимания педагогов и родителей;2. Провоцирование появления новых проблем, связанных с изменением отношения к себе, окружающим, учёбе. Задачи психолого-педагогической помощи : Своевременно выявить проблемы (диагностика трудностей);Помочь преодолеть барьеры в обучении и во взаимоотношениях;Грамотно распределить соц.роли в классе, опираясь на типы акцентуации личности. Процесс перехода в старшее звено : Имеет свои особенности. Основные проявления психологической адаптации ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ – Общение человека с окружающими людьми и его активная деятельность.Принятие учениками – старшеклассниками новой социальной позиции, Дальнейшее самоопределение личности,Профессиональная ориентация. Условия реализации психолого – педагогической помощи в МОУ СОШ № 61: 1.Наличие социально- психологической службы в школе.2.Системность и последовательность психолого –педагогического диагностирования ; 3.Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.4. Консультирование учащихся и их родителей;5.Повышение уровня коммуникативной компетенции у школьников; Тест готовности к саморазвитию.Цель: определить готовность учителя к саморазвитию.Инструкция: отметьте знаком «+» своё согласие с утверждением и знаком «- « своё несогласие.1.У меня появилось желание больше узнать о себе.2.Я считаю, что мне нет необходимости в чем-то меняться.3.Я уверен в своих силах.4.Я верю, что всё задуманное мною осуществиться.5. У меня нет желания знать свои положительные и отрицательные стороны.6.В своих планах я чаще всего надеюсь на удачу, чем на себя.7.Я хочу лучше и эффективнее работать.8.Когда нужно, я могу заставить себя измениться.9.Мои неудачи связаны в основном с неумением что-то делать.10.Меня интересует мнение о моих качествах и возможностях.11.Мне трудно самостоятельно добиться задуманного и воспитать себя.12.В любом деле я не боюсь неудач и трудностей.13.Мои способности и умения соответствуют требованиям моей профессии.14.Обстоятельства сильнее меня, даже если я хочу что-то сделать. 3.Модели реализации психолого- педагогической помощи при выборе личностной траектории развития.(ЛОО) Личностно ориентированное образование( ЛОО)- это такой тип обучения, в котором личностное развитие человека(учащегося) является главной целью образовательного процесса, а учащийся является субъектом познавательной деятельности. Где ведущим принципом организации взаимодействия между учителем и учеником является принцип полисубъектности. Обучение в сотрудничестве Метод проектов «Портфель ученика» Принцип полисубъектности предполагает персонализацию педагогического взаимодействия учителей и учеников, отказ от авторитарной позиции педагога с его жёстко детерминированным полем предметных знаний, адекватное включение в процесс личностного опыта всех его СУБЪЕКТОВ. Принцип полисубъектности и модели (технологии) психолого –педагогической помощи. Обучение в сотрудничестве –это метод организации деятельности учащихся в малых группах. ОШИБКА –индикатор того, нуждается ли ученик в помощи.Ученики в малых группах в состоянии оказать помощь и отвечать за успехи каждого. Метод проектов. Метод проектов предполагает, что проектирование выполняется : Не под опекой учителя, А ВМЕСТЕ С НИМ. Строится на педагогике СОТРУДНИЧЕСТВА, Личностно – ориентированном подходе к обучению.« Всё, что Я познаю, Я знаю, для чего мне это надо, и где ,и как Я могу эти знания применить». «ПОРТФЕЛЬ УЧЕНИКА» Это инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности.Это комплект документов, самостоятельных работ ученика. Включает в себя:1.- задание ученику по отбору материала;2.- анкеты для родителей;3.- анкеты для экспертной группы на презентации. УСПЕХОВ ВАМ, ДОРОГИЕ КОЛЛЕГИ ! ! ! 18