Методический семинар на конкурс Учитель года — 2016 (презентация)


Выполнила: Ахатова Эндже ЗаудатовнаУчитель начальных классов МБОУ «Пелевская средняя общеобразовательная школа» Лаишевского района Республики Татарстан 1) В планируемых результатах ФГОС НОО определено: выпускник научится оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, адекватно воспринимать оценку учителя («зона актуального развития», базовый уровень освоения); выпускник получит возможность научиться самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия («Зона ближайшего развития», повышенный уровень освоения). 2) Процессы развития включают в себя и адекватную самооценку. Только реальные и достаточно полные знания о себе дадут ребёнку настоящую опору в жизни, помогут ему повысить свой статус, реализовать свои возможности, состояться как личности. 3) Самооценка позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими Познакомиться с методикойформирования самооценки у младшихШкольников;Создать условия для формированияадекватной самооценки. Самооценка — это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе. Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции. умение перед началом работы спланировать ее умение изменить состав действий в соответствии с изменившимися условиями деятельности умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формулы контроля умение переходить от работы с натуральным объемом к работе с его знаково- символическим изображением умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий Высокий: реалистичная самооценкаЗнание своих особенностей Средний:реалистичная самооценкаОриентация на мнение окружающих Низкий:Неадекватность самооценкиОтсутствие подтверждения самооценки Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора: отношение окружающих (в младшем школьном возрасте, в частности, семьи и педагогов); осознание самим ребёнком особенностей своей деятельности, её хода и результатов. «На самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки.На второй - чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.На какую ступеньку поставил бы ты себя? А на какую ступеньку поставит вас ваша  учительница? А на какую ступеньку поставит вас ваша мама, а  папа?(Нарисуй себя на этой ступенечке. Можно нарисовать 0, если ребенку трудно нарисовать человечка).» Экспериментатор, пользуясьпротоколом, спрашивает у ребенка, какон сам себя воспринимает и оцениваетпо десяти различным положительнымкачествам личности. Оценки,предлагаемые ребенком самому себе,предоставляются экспериментатором всоответствующих колонках протокола,а затем переводятся в баллы. Для формирования адекватной самооценки младшего школьника рекомендуется: Создание ситуации успеха проявление эмоциональной поддержки проведение релаксационных игр Предоставление возможности делать то, чем они могут гордиться предоставление возможности оценить себя положительно Предоставление возможности делать выбор. В предметной сфере В сфере учебной деятельности В сфере эмоционально ценностных отношений это овладение знаниями о способахдеятельности и умениямиосуществлять деятельность поизвестным алгоритмам,осуществлять самоконтрольи  самооценку  своих действий. способность ксамостоятельному овладениюновыми видами деятельности. способность к осуществлениюкоммуникации учитель - ученик,ученик - ученик. - Я это умею и могу двигаться дальше. Я понял материал урока и справился со всеми заданиями.- Этот способ деятельности мной еще не освоен, и я пока не могу двигаться дальше. Мне не все понятно, в моей работе есть ошибки, мне нужна помощь. - Не могу самостоятельно двигаться дальше. Я не понял материал, не смог выполнить задание, мне срочно требуется помощь! После выполнения работы ученики оценивают свой результат по пятиуровневой шкале - высокий, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий. Учащимся выдается карточка – круг, разделенный на столько частей, сколько заданий учитель выносит на контроль. Каждое задание, выполненное правильно дети отмечают красным цветом, с одной ошибкой – зеленым цветом, 3 и более ошибок – желтым цветом. Эффективно используется на обобщающих уроках. Ученик сначала оценивает себя,затем идёт обмен тетрадями иоценивание в паре. Если оценкисовпали, то крестик соседаобводится кружком.Несоответствие оценокфиксируется крестиком соседа,взятого в кружок. Проверяятетради, учитель может судитьоб адекватности оценкиучащихся. оценивать границы своих возможностей фиксировать трудность анализировать причину трудности развитие рефлексивной способности оценивать себя Дети учатся: Виноградова Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе. // Начальная школа, №15, 2006. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М., 2002. Ларина А. Б. Формирование познавательной самооценки учащихся в начальной школе: методическое пособие. – Калининград: КОИРО, 2011. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва – Рига: П "Эксперимент", 1999. Благодарю за внимание!