Презентация для родителей воспитанников Духовно — нравственное воспитание и развитие детей старшего дошкольного возраста


Духовно – нравственное развитие и воспитание личности ребенка старшего дошкольного возраста. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.Духовно – нравственное развитие личности – Осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно – смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, к другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.социализацияТрадиционные моральные нормы и нравственные идеалыОтношение к обществу, государству,ОтечествуОтношение к другим людямОтношение к себеК миру в целом Концепция духовно –нравственного развития и воспитания личности гражданина РоссииДуховно – нравственное воспитание личности – Педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей , имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей является многонациональны народ РФ, государство, семья, культурно – территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения ( христианские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.Специально организованный педагогический процессНациональные базовые ценностиУсвоение и принятиеобучающиесяНарод РФсемьяТерриториальные сообществаРелигиозные объединения Национальный воспитательный идеал.Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, т.е. образа имеющего приоритетное значение для общества в конкретных исторических социокультурных условиях.Национальный воспитательный идеал – высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, образовательных организаций, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций.Современный национальный воспитательный идеал – Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России.« Основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных или наркотических иллюзий — это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Наркомания и алкоголизм становятся проявлениями духовной болезни не только отдельного человека, но всего общества. Это расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспевания, за бездуховность и утрату подлинных идеалов.» – основы социальной концепции Русской Православной церкви. Базовые национальные ценности.Основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально – исторических, религиозных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.патриотизмСоциальная солидарностьГражданственность Семья Труд и творчество.наукаТрадиционные российские религииИскусство и литератураприродачеловечество Социальная идентификация и социальная идентичность личности — соотнесение индивидом себя с теми группами и общностями, которые он воспринимает как свои, по отношению к которым он в наибольшей степени способен (или хотел бы!) сказать и почувствовать «мы» (гендер,. семья, религия, этнос, профессия и т.п.). В такого рода общностях реализуются основные человеческие потребности (от самых примитивных до творческих и духовных).В основе формирования этнического сознания и культуры в качестве регуляторов поведения человека лежат как врождённые, так и приобретаемые в процессе социализации факторы – культурные и социальные стереотипы, которые усваиваются с того момента, как только человек начинает идентифицировать себя с определённым этносом, культурой, определенной социальной группой и осознавать себя их элементом.Идентификация – понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним, «процесс объединения субъектом себя с другим индивидом или группой на основании установившейся эмоциональной связи, а также включение в свой внутренний мир и принятие как собственных норм, ценностей образцов». Идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека. Социальная идентификация ребенка в дошкольном детстве. младший дошкольный возраст – видовая и родовая идентификация; средний – видовая, родовая, половая идентификация; старший – видовая, родовая, половая, национальная, этническая, правовая идентификация(правовая - ценности отношений человека с государством, законом)Видовая : я- человекРодовая : я-член семьиПоловая: я- мальчик (девочка)Национальная : я – носитель национальных особенностейЭтническая: я- представитель народа Духовно – нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте . Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. семьяГород. Принятие личностью его традиций, форм культурно – исторической, социальной и духовной жизниКрай, республика. Понятия: «Отечество», «малая родина», «родной язык», «мой род»….Россия. Принятие принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Национальный воспитательный идеал должна обеспечиваться полноценная и последовательная идентификация воспитанника Формирование национально – культурной идентичности.Когнитивный уровеньСоздаются предпосылки для этнической самоиндентифиикации с родителями, своим родом, этносом (через фольклор: сказки,песни, мифы, игры, народные праздники)Деятельный уровеньФормируется базовая культура личности на основе изучения родного языка,традиционной национальной культуры, участия в детских видах деятельности.Практический уровень.Включение человека в социально – культурное творчество, позволяющее ему саморазвиваться, самосовершенствоваться самоутверждаться в поликультурном социуме Духовно –нравственная сфераКогнитивный компонент(знаниевый)Эмоционально – ценностный(Проживание, прочувствование через совместную деятельность – формирование умений,качеств…)Поведенческий(перенос знаний , умений и качеств в поступки и поведение ) Компоненты духовно – нравственной сферы ребенка.КогнитивныйЭмоционально-ценностныйПоведенческий-представления в области народной культуры (фольклор, декоративно-прикладное творчество, представления о календарно-обрядовых праздниках),- нравственно-этические представления, закрепившиеся в традициях (уважение к старшим, к родителям, чувства долга и ответственности, честность, скромность и др. - проявление интереса и желания дошкольника включаться в обрядовый, праздничный, игровой, фольклорный процесс,- развитие положительных эмоций, мотивации к познанию народной культуры.-коммуникативно-поведенческие навыки, соответствующие принимаемым и одобряемым образцам в народной культуре (умение сотрудничать, уступать, помогать и т.д.),- творческая реализация в мероприятиях этнокультурной направленности (выставки, календарно-обрядовые действия и т.д.) Этапы работы педагога с детьми:Обучающий.Циклы занятий на основе этнокультурного содержания : беседы, рассматривание костюмов, слайдов…, просмотр или прослушивание видео или аудиозаписей; проблемные вопросы, выдвижение гипотез, сравнение фактовII. Совместная деятельность.Методы, способствующие развитию эмоционально-ценностного отношения , выполнение игровых действий, отражение игровых образов, дидактические игры, детско-взрослые проекты ( «Путешествие в историю края»)III. Самостоятельная деятельность детей.Творчество, создание коллажей, коллекционирование предметов народного быта, встреча гостей разных национальностей. Задачи духовно – нравственного воспитания.В условиях перехода на новые ФГОС дошкольного образования, определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста: 1. Формирование начал патриотизма и гражданственности; формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе; 2.Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; уважение к своей нации; понимание своих национальных особенностей;3.Формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа;4.Уважение к представителям других национальностей;5.Формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений; Задачи духовно – нравственного воспитания и развития личности в старшем дошкольном возрасте (РАЗРАБАТЫВАЕМАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА)1.Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций своего народа.2. Воспитывать уважительное, внимательное отношение к ближним, способность к сопереживанию, сорадости и адекватному проявлению этих чувств к сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи.3.Формировать представления дошкольника о национальном летоисчислении.4. Формировать элементарные представления о языке национальной символики (архитектурной, иконописной, музыкальной культуре, приобщение к духовной и народной музыке) на доступном дошкольнику уровне.5.Развивать способности к творческому самовыражению и коммуникации в пространстве национальной культуры.6. Организовать взаимодействие членов семей дошкольников в направлении духовно-нравственного становления и самосовершенствования. 1. Воспитывать у детей начала духовной культуры, формировать духовно-нравственное отношение: к семье, городу (селу), Родине; к языку, истории и культурному наследию своего народа и людей, среди которых проживает ребенок. 2. Формировать у ребенка чувства сострадания, заботы к родным и сверстникам, в том числе представителям различных национальностей.3. Воспитывать уважительное отношение к людям и результатам их труда, родной земле, государственной символике и символам, традициям страны, к государственным и религиозным праздникам.4. Познакомить с особенностями языка, быта и традициями людей, в том числе, семейных и религиозных обычаев, народного этикета, традиций гостеприимства. 5. Воспитывать уважение, симпатию, добрые чувства к людям иных национальностей, обучение этике межнационального общения и «культуре мира».ЗАДАЧИ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ (РАЗРАБАТЫВАЕМАЯ ПРОГРАММА) Формы работы с детьмициклы занятий, включающие различные виды деятельности на основе этнокультурного содержания; беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания;рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей;проведение совместных праздников;просмотр фильмов, использование дополнительных технических средств обучения;экскурсии, целевые прогулки (по городу, краеведческого характера и др.);детская благотворительность;тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия);организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);постановка музыкальных сказок духовно-нравственного содержания; творческие вечера. -лекторий для родителей;-открытые показы воспитательно-образовательного процесса;-вечера вопросов и ответов;-факультативные занятия совместно с родителями на духовно-нравственные темы;-индивидуальные консультации специалистов; -совместные экскурсии,-наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы.ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ Перечень разработанных программГ. Г. Алексеева «Нравственное воспитание на основах Православия»;С. Ю. Афанасьева «Основы христианской культуры» для детей 5-7 лет»;Л. Л. Шевченко «Добрый мир. Православная культура для малышей»;«Программа духовно-нравственного воспитания в детском саду» составленная Н. П. Шитяковой, Т. Г. Феоктистовой;Н. Н. Султанова, Н. В. Цилько «Навстречу детским сердцам»;Г. Г. Паткина «Аленький цветочек»; Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет «Свет Руси» В. Н. Вишневская;Р.Х. Гасанова «Земля Отцов». Нормативные документы Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»1.4. Основные принципы дошкольного образования:6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;9) учет этнокультурной ситуации развития детей.1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней…преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; Содержание ПрограммыСоциально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Ведущие виды деятельностиигровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры; коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); познавательно-исследовательская;восприятие художественной литературы и фольклора;конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация);музыкальная;двигательная. Целевые ориентиры на этапе завершениядошкольного образованияребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности ;ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности;ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. СПАСИБО ЗА РАБОТУ!