Инновационный проект к уроку литературного чтения Изучение национальной культуры через пословицы и поговорки(1-4 классы)
Инновационный проект представленДоренской Мариной Алексеевной, учителемначальных классов МБОУ «Средняяобщеобразовательная школа № 43 им. Г.К. Жукова» Знание пословиц и поговорок, обогащает человека, заостряет его ум, делает его более внимательным к слову, к языку, развивает память. Знать пословицы и поговорки, уметь их вовремя и кстати употребить в речи для точного выражения своей мысли – большое дело. Всему этому надо учиться. Каковы теоретические и практические основы для повышения образованности и развития личности в рамках изучения национальной культуры в начальной школе. Использование пословиц и поговорок позволяет ученику участвовать в диалоге, получить первичные сведения о грамматике, синтаксисе и фразеологии, позволяет получить дополнительные сведения о русском языке. Знание пословиц и поговорок позволит ученику правильно интерпретировать воспринимаемые на слух речевые сообщения и адекватно реагировать на них, выражать собственные мысли и чувства так, чтобы быть понятым собеседником, что в конечном итоге определяют успех коммуникации и достижение целей. Объект исследования:организация процесса изученияпословиц и поговорок вшколе I ступени.Предмет исследования :формирование национальной культурышкольников в школе I ступени. Если создать условия для развития национальной культуры школьников через изучение народной мудрости, то это позволит учащимся переосмыслить прошлое, активизировать социализацию личности, сохранить и укрепить своеобразие и самобытность своего народа. Приобщение к национальной культуре через социально-психологическую значимость пословиц и поговорок в жизни. Формирование активной познавательной деятельности , развития и самовыражения личности. Повышение положительной мотивации учения. Выяснить что такое пословицы? Чем пословица отличается от поговорки? Учить пониманию прямого и переносного смысла, заключенного в пословице и поговорке, умениюсоотносить содержание пословицы с конкретнойстороной жизни.Способствовать овладению некоторым запасомпословиц и поговорок. Вырабатывать умения обоснованного употребленияпословиц и поговорок в речи.Развивать мышление и памятьВоспитывать уважительное отношение кнациональной культуре русского народа. Пословицы являют собой уникальный экспериментальный материал.Мир пословиц и поговорок неисчерпаем, поэтому практически не ограничены возможности в подборе текстов. Пословицы можно дифференцировать по сложности, по структуре, по другим критериям (хотя бы условно, в исследовательских целях).Пословицы и поговорки, относящиеся к так называемому “мини-тексту” отличаются лаконичностью, что позволяет за короткий срок получить большой массив данных о работе с ним. Пословица как отшлифованная временем народная мудрость способна дать некоторые нравственные ориентиры, указать диалектический подход к жизни, познакомить с сокровищами языка. По способу получения информации Словесный Практический Наглядный Рассказ БеседаОбъяснение ПоказДемонстрация образцов Выполнение работ с применением полученных знаний По характеру мыслительной деятельности учащихся Объяснительно - иллюстративный Репродуктивный Проблемный Исследовательский Частично - поисковый Принципы обучения Личностно - ориентированный Научности Связи теории и практики Культурологический Креативности Формы организации педагогической деятельности Индивидуальная работа Консультации Разработка проекта Творческая мастерская Групповая работа Русские пословицы и поговорки — меткие выражения, созданные русским народом, а также переведенные из древних письменных источников и заимствованные из произведений литературы, в короткой форме выражающие мудрые мысли. Многие русские пословицы состоят из двух соразмерных, рифмующихся частей. Пословицы, как правило, имеют прямой и переносный смысл. Наиболее древние из дошедших до нас произведений русской письменности, содержащие пословицы, датируются XII веком. Пословица — это краткое мудрое изречение, имеющее законченную мысль Следует обратить внимание на то, что пословица — это целое предложение, она, как правило, состоит из двух частей. В первой сообщается какая-то мысль а во второй части делается вывод, дано заключение. Например: «Что написано пером, то не вырубишь топором», «Слово не воробей: вылетит — не поймаешь. Поговорка — это лишь часть суждения, в ней нет вывода, заключения. В поговорке скорее выражено отношение человека к чему-либо, его чувства. Например: «Чудеса в решете», «И нашим и вашим». Недаром говорится: «Поговорка — цветочек, пословица — ягодка». Конкретизирует Отражает факты обобщённые факты Отдельный Законченноевыразительный полноеобраз суждение ПОСЛОВИЦА ПОГОВОРКА Часто одно слово превращает поговорку в пословицу.Поговорка «Чужими руками жар загребать» Пословица«Чужими руками жар загребать легко»Поговорка «Воду в ступе толочь»Пословица«Воду в ступе толочь – вода и будет» При изучении безударных гласныхКонец – делу венец.Кто летом жары боится, тот зимой без хлебанасидится. При изучении звонких и глухих согласныхБереги нос в большой мороз.Ошибку можно исправить, ложь – никогда.При изучении словарных словЖить – Родине служить.Не учи орла летать, а соловья петь.Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Подбор пословиц по темамТруд и мастерствоВсяк человек по делу познаётся.Человеку по работе воздаётся и честь.Речь, словоЛасковым словом и камень растопишь.Худого слова и сладким мёдом не запьёшь.Человек и его качестваПод лежачий камень вода не течёт.А Васька слушает, да ест.Синичка невеличка, а птичка. Про лентяя:1. Люди пашут, а он руками машет.2. На чужой каравай рта не разевай.3. День гуляет, два больной, а на третий выходной.4. Словами и туда и сюда, а делом никуда.5. Как волка ни корми, все в лес глядит. Подбор пословиц к произведениюЕ. Шварц « Сказка о потерянном времени»Тема: ВремяВчерашнего дня не воротишь.Упустишь минуту – потеряешь часы.На час отстанешь, за день не догонишь.Тема: Человек и его качестваПод лежачий камень вода не течёт.Усердным трудом всё получишь, а ленитьсябудешь, всё потеряешь.Тема: Молодость, старостьСтарость – не в радость.У молодых время тянется, у стариков бежит. Поиск пословиц в произведенияхА.С.Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»«А в дверях – то стража подбежала,Топорами чуть не изрубила.А народ – то над ним насмеялся:« Поделом тебе, старый невежа!Впредь тебе, невежа, наука:Не садись не в свои сани!» Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»Название.Работа любит молодца, а незалёжливого.Глаза страшатся, а руки делают. Сочинение пословицКто не работает, тот голодным помрёт.Слово может обжечь, а может и до тласжечь.Вода камень точет, огонь тушит, а подсолнцем умирает.Неграмотный – тот же младенец.Учиться не поздно, но можно опоздать.Больше трудись, меньше ленись. При изучении цифрСемь раз примерь, а один раз отрежь.Лучше дважды спросить, чем один раз перепутать.Один добрый пример лучше ста слов.На одной неделе семь пятниц.За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.Семь бед - один ответ. При изучении режима дняЗаботливого сон укрепляет, а ленивого – расслабляет.Выспишься – помолодеешь. РастениеводствоХорошо посеешь – больше соберёшь.Кукуруза – в хозяйстве не обуза. Животноводство Корова черна, да молоко у неё белое.Добрый конёк не навезёт на пенёк.Худо овцам, где волк в пастухах. При изучении человеческих образовКоса – девичья краса.Красив тот, кто красиво поступает.Не одежда красит человека, а добрые дела. При изучении образов природы Рощи да леса – всему краю красота.Не та гроза страшна, которая прошла.Без первой ласточки весна не обходится.Солнце встанет, так и утро настанет.Где птица ни летает, а своё гнездо знает. Кто не работает, тот не ест.В труде рождаются герои.О человеке судят по его труду.Терпенье и труд всё перетрут.Всякое дело концом хорошо.Маленькое дело лучше большого безделья.Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.Недаром говорится, что дело мастера боится. Про учение:1. Корень учения горек, да плод сладок.2. Правда в воде не тонет, в огне не горит.3. Человек неученый, что топор неточеный.4. Не зная броду, не суйся в воду.5. По платью встречают, по уму провожают. 1. Из песни слова не выкинешь.2. Как аукнется, так и откликнется.3. Любишь кататься, люби и саночки возить.4. Рыбак рыбака видит издалека.5. Я про сапоги, а он про пироги.6. Готовь летом сани, а зимой телегу. Я про сапоги, а он про пироги — отсутствие взаимопониманияШила в мешке не утаишь — … Что посеешь, тои пожнешь — … Лес рубят — щепки летят —…Живут как кошка с собакой —… Из пушки по воробьям не стреляют — … 1. У него куры денег не клюют.Профессионал.Ленивый человек.Богатый человек.2. Когда рак свистнет. Что-то произойдет...Очень скоро.Когда босс прикажет.Никогда.3. В огороде бузина, а в Киеве дядька.Нелогичное рассуждение.Мир поразительно многообразен.У дяди в огороде много бузины. 4. В воде по горло, а пить просит.Подвергнутый казни водой.Лентяй.Рассеянный.5. Слово не воробей - вылетит не поймаешь.Думай прежде, чем сказать. Хитрого на слове не поймаешь. Вольную птицу словом не удержишь. Пословицы и поговорки, созданные нашим народом, составляют неоценимое богатство русского языка, в них заключена мудрость, накопленная в течение многовековой истории.Невозможно говорить по-русски, не зная пословиц и поговорок. Пословицы и поговорки нужны и сегодня. Они украшают нашу речь, помогают выразить позицию говорящего короче. Пословицы и поговорки оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют, активно приобщают человека к богатствам народного языка.Правильное использование пословиц в речи является показателем и средством умственного развития, отражает уровень воспитанности и культуры человека.