Презентация к научно-исследовательской работе: Казахская национальная одежда
По профессии По социальному статусу По полу По возрасту Кожа (основной, базовый материал), из нее шили зимние штаны, праздничную верхнюю одежду, безрукавки, тулупы, головные уборы. Шкуры брались преимущественно домашних животных – коз, овец, жеребцов, коров. Выделанная и выбеленная кожа применялась в сочетании с тканями Мех (как утеплитель и, одновременно, украшение верхних нарядов, обуви и пр.) Сукно (самодельное) Войлок (тонкая шерсть, выделанная в домашних условиях) Хлопчатобумажная ткань (привозная – ситец, бязь, кумач, миткаль, для людей среднего достатка) Шелк, парча, бархат, атлас, тонкое сукно (привозные, символ обеспеченности, достатка, высокого социального статуса человека). Распашной характер верхней одежды и запахивание её на левую сторону независимо от пола. Приталенность. Наличие высоких шапок, часто украшенных перьями, вышивкой и драгоценными камнями. Обогащение женского платья каймой, бахромой или оборками. Небольшое количество цветов в общем ансамбле костюма. Традиционными материалами для одежды обычно служили кожа, мех, тонкий войлок и сукно из бараньей или верблюжьей шерсти. Обычно одежда украшалась национальным орнаментом. Чаще всего это вышивка, нашивки с люрексом, узорчатое тканьё, а также различные ювелирные изделия. Жейде Койлек Бешмет Нательное бельё, в которое входиликойлёк – рубаха и дамбал – штаны. Поверх белья надевалась верхняя плечевая одежда и шаровары, заправляемые в сапоги. Длинная (до колен) рубаха с отложным или стоячим воротником, скошенным плечом, выкроенной проймой и разрезом на груди. Шили обычно из белого холста. Под рукавами вставлялись клинья в виде треугольников, служившие ластовицей. Дамбал Широкие штаны, которые имели вид прямоугольника с двумя длинными и немного сужающимися книзу штанинами. Поверх жейде казах надевал обычно лёгкую, расширяющуюся книзу одежду, сшитую по фигуре и шаровары. Одежда длиной до колен или немного выше, с рукавами и стоячим воротником. Одевался поверх рубахи и под халат. Шили обычно из тонкого шерстяного сукна, бархата, шёлка преимущественно коричневого, синего и тёмно-зелёного цвета. Камзол Шапан Тон Во многом сходен с бешметом, только без рукавов. Бешмет, камзол и кокерше (разновидность камзола) могли быть утеплёнными, в зависимости от сезона. Шаровары шили из того же материала, что и шекпен, со вставкой-клином для удобства при верховой езде. Застёжек и пуговиц не было. Верхние края штанин заворачивали и вставляли в них поясок, выполняющий роль ремня. Халат – основной вид одежды казахов. Известен с далёкой древности. Его изображения встречаются на каменных изваяниях кипчаков IΧ-ΧIV веков. Носили шапан как мужчины так и женщины. Мужчины обычно одевали поверх бешмета или камзола. Шили халаты из замши, а также из привозных материалов: шерстяных, шёлковых и хлопчатобумажных тканей. Шапаны часто украшались тамбурной вышивкой. Самые красивые халаты – настоящие произведения искусства, их носили знаменитые казахские акыны и салы - странствующие певцы и музыканты. Любимые цвета халата – красный, пурпурный или ярко-зелёный. Зимний тулуп из овчины или волчьего меха. Шекпен (чекмен) Купи Кебенек Саптама Просторный халат, длинный как плащ с широкими длинными рукавами был скатан из верблюжьей шерсти и обычно служил защитой от бурана, дождя или другой непогоды. Жёлтые и белые шекпены делали из неокрашенной шерсти. Парадные шекпены окрашивали в синий, пурпурный и другие цвета, их швы для отделки обшивались галуном. Зимняя шуба, крытая шекпеном из сукна. Старинный плотный плащ без рукавов, делали преимущественно из белого тонкого войлока. Имел форму военной накидки и глухой стоячий воротник. Украшали вышивкой, шнуром и декоративной стёжкой. Для защиты от непогоды одевали поверх зимней одежды. Тяжёлые кожаные сапоги. Тымак Калпак Тельпек Шапка-борык Головной убор-треух, делали часто из лисьего меха. Традиционный и старинный головной убор из войлока. Подобный убор был у саков. У казахов, в зависимости от фасона высокая шапка из белого войлока называется ак колпак и аир колпак - такая же шапка с широкими полями, загнутыми вверх. Разновидность колпака, султанская шляпа, поэтому бытовал он только до середины XIX века. Весеннее-осенний головной убор. Название борык происходит от слова «боры» - волк. Волк - древний тотем тюркских племён. Это круглая шапка с высоким конусообразным или усечённым верхом, сшитая из нескольких клиньев, всегда оторочена мехом соболя, выдры, мерлушки и др. Косетек Шикойлек Дамбал Камзол Лёгкое платье с оборками, отрезное ниже талии на 5-6 см.и сильно приталенное. К юбке платья пришивали широкий волан, на который нашивали несколько рядов присобранных оборок –желбезек. Оборками также укращали низ длинных рукавов и воротник. В некоторых районах вместо оборки делали две-три складки. Нижняя рубаха на нее одевалось платье, шили обычно из белой материи, с узкими плечами без рукавов и вырезом ворота, завязываемым тесёмками. Женские штаны не отличались по покрою от мужских, шили их из того же материала, что и нижнюю рубаху, а иногда из разноцветных тканей с широким поясом и шагом. Верхняя одежда, шился преимущественно из бархата яркого цвета. Длина его была ниже бёдер, силуэт приталенный, обычно на подкладке. Украшали вырез, полы и низ камзола. Чаще всего это была вышивка: гладь, тамбур, золотая и серебряная канитель, или же кайма, нашивки с люрексом, галуны или бисер. Такия Белбеу Етик Камшат-борык Шапочка на твёрдой основе, украшенная жемчугом, бусинками, золотистыми нитями, часто с перьями совы, как знак оберега. Пояс из кожы или бархата, с металлическими бусинками, иногда филигранный. Лёгкие сапоги из кожи на высоких каблуках, вышивались канителью. Зимой девушки носили шапку. Женские шапки типа борык украшались подвесками и пучками перьев совы, филина, цапли или павлина. Саукеле Желек Жаулык Капсырма Высокий (до 70 см.) головной убор. Одевала во время свадебного обряда, который после свадьбы в течение года одевала по праздникам. Накидка – из лёгкой ткани, обязательное дополнение к саукеле Чаще всего она прикреплялась к макушке саукеле. Такой накидкой можно было закутать всю фигуру. Головной убор, складываемый из квадрата белой хлопчатобумажной ткани, покрывающий волосы, плечи и спину. Носила после окончания торжеств. Белый цвет символизировал чистоту и был обязательным для головных уборов, которые назывались кимешеком, суламой, кундуком, или же просто повязывали белый платок. Большая металлическая пряжка, которой украшался камзол замужней женщины и застёгивался впереди на талии. Платье свободного покроя Камзол или шапан Кимешек Тёплые халаты, крытые бархатом Одевали на голову, который дополнялся белым платком, завязанным в виде тюрбана. Носили в холодное время года, а более состоятельные - шубу из пушных зверьков, бывшую в прошлом мерилом богатства. Верхняя одежда, шился преимущественно из бархата яркого цвета. Длина его была ниже бёдер, силуэт приталенный, обычно на подкладке. Украшали вырез, полы и низ камзола. Чаще всего это была вышивка: гладь, тамбур, золотая и серебряная канитель, или же кайма, нашивки с люрексом, галуны или бисер. Ұлттық киімдердің түрлеріВиды национальной одежды Пайдалану ерекшеліктеріне қарайОсобенности по использованию Жыл мезгілдері байланыстыОдежда по сезону КүнделіктіПовседневная СәндікПраздничная ҚыстықЗимняя МаусымаралықДемисезонная ЖаздықЛетняя Жас және жыныс ерекшелеріне сәйкесОсобенности, соответствующие возрасту и полу Сәби киіміОдежда для новорожденных Ержеткен киіміОдежда для зрелого возраста Бала киіміДетская одежда Ақсақал киіміОдежда для старейшин Жасөспірім киіміПодростковая одежда голубой - небо белый – радость, счастье,желтый – знание, мудрость красный – огонь, солнце зеленый – юность, веснучерный – землю 150.000 эксклюзивных моделей 1947 годот швейной лаборатории переросла в Академию моды «Сымбат» 1997 годэксклюзивная национальнаякостюмы для выступлений творческих коллективовсовременная стилизованную мужскую, женскую и детскую одежду 2001 годРазрабатывает и шьет современную и национальную одежду, сувениры и аксессуары 1985 годАдминистрация Президента РКПрезидентский центр культуры Президентской гвардииПрезидентский цирк 1994 годВ репертуаре 65 постановок 8 - казахские 1999 5-летний юбилей 2002 лауреат VI украинского фестиваля народного творчества 2003 дипломанты I областного фестиваля казахского танца 2003 дипломанты III областного фестиваля Восточных танцев 2004 диплом победителя I городского молодежного фестиваля «Жас толқын» 2004 в мае отметили 10-летний юбилей 2006 фестиваль немецкой культуры 2006 благодарственное письмо за проведение областного семинара-практикума «Всестороннее развитие детей средствами хореографии» 2007 диплом областного хореографического фестиваля «Болашак» 2007 фестиваль немецкой культуры 2010 защитил и получил звание «НАРОДНЫЙ» 2011 лауреат III степени (старшая группа) на VIII – Республиканском фестивале-конкурсе детского творчества «Ақ көгершін», посвященный 20-летию Независимости Республики Казахстан, г. Алматы 2012 лауреат III степени (младшая) на VI – Международном фестивале-конкурсе детского творчества «Ақ көгершін», Шучье-Боровое 2012 дипломант II степени (старшая) на VI – Международном фестивале-конкурсе детского творчества «Ақ көгершін», Шучье-Боровое 2013 лауреат III степени (младшая) номинация «Эстрадная хореография» на I Всероссийском конкурсе детского и молодежного творчества «Славься, Отечество», март Челябинск 2013 лауреат II степени (старшая) номинация «Народная хореография» на I Всероссийском конкурсе детского и молодежного творчества «Славься, Отечество», март Челябинск Сколько лет вы занимаетесь с народным Хореографическим ансамблем “Жемчужина”?Дети какого возраста посещают ваш ансамбль?Кто придумывает и шьет костюмы для Вашего коллектива?Актуальна ли в наше время казахская национальная одежда? дизайнер - Людмила АртемоваВыпускница Академии дизайна и технологий «Сымбат» г. АлматыПобедитель Российского конкурса дизайнеров 2010г.г. Новосибирск Научный руководитель – Кунарбаева Адия Исламовна Учитель казахского языка и литературы Шаханов Т. «Казахская национальная одежда» Алма-Ата, «Жалын», 1976.Баталова Э.Н. «Национальная одежда казахского народа» «Алматыкітап», ЖШС, 2007.Тохтабаева Ш.Ж «Казахские ювелирные украшения» . Алматы, «Өнер» 1985.Давидович В.Е., Жданов Ю.А. «Сущность культуры» – Ростов-на Дону, 1979. Джандильдин Н. «Природа национальной психологии» - Алма-Ата: Казахстан, 1971.Диваев А. «Казахские народные приметы.» Мәдениет, N6, 1993Драч Г.В. «Кvльтурология» - Ростов-на-Дону, 1995. Каракозова Ж.К. «Казахская культура и символ» Алматы, 1997, Захарова В.И. и ХоджаеваР.Д. «Казахская национальная одежда XIX -начала XX вв.», Алматы, 1998.