Презентация занятия по элективному курсу Основы ораторского искусствана тему Оратор и его аудитория(9 класс)


Оратор и его аудиторияНоркина Галина Петровна, учитель МБОУ СОШ п. Аскиз Контакт со слушателямиКонтакт – это общность психического состояния оратора и аудитории, это взаимопонимание между выступающим и слушателями.Интеллектуальное сопереживание – совместная мыслительная деятельность оратора и аудитории.Эмоциональное сопереживание – оратор и слушатели испытывают сходные чувства. Виды «тишины».«Вежливая» тишина – думают о своем, занимаются другими делами.«Рабочая» тишина – положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей. Условия установления контакта со слушателямиИнтересное содержание;Личность оратора;Особенности аудитории.Герой рассказа «Скучная история» А.П.Чехова: «Если я каждую минуту, пока читаю, имею ясное представление о степени ее внимания и о силе разумения, то она в моей власти» Особенности аудиторииОднородна или неоднородна (возраст, пол, национальность, уровень образования, профессиональные интересы, настроение;Количественный состав;Чувство общности, которое проявляется в эмоциональном настрое слушателей;Особенности психологии слушателей. Советы А.С. Макаренко«Настроение у вас может быть каким угодно, а голос у вас должен быть настоящим, хорошим, твердым голосом. Никакого отношения к вашему голосу настроение не имеет… Нужно сделать так, чтобы ваша физиономия, ваши глаза, ваш голос были в некоторых случаях автономными» Советы А.Ф. КониВажно помнить, что психологическое действие на собравшихся начинается до речи, с момента появления лектора перед аудиторией:Поведение оратора во время речи;Куда смотрит оратор;Форма преподнесения материала. Читать или говоритьТрадиция написания и чтения с листа ораторских речей родилась задолго до наших дней. С конца V века до н.э. в Афинах появились логографы, т.е. составители речей для выступления тяжущихся сторон в суде. Они готовили речи с учетом индивидуальности «заказчика»(Лисий – самый знаменитый логограф Древней Греции).Во Франции в XVIII веке считалось неприличным выходить на кафедру без заранее написанной речи. Текст речи обязательно читался. Таков был обычай. Указ № 740, изданный Петром i«Указую господам сенаторам речь в присутствии схода держать не по писанному, а токмо словами, дабы дурь каждого всем видна была» Уильям Брегг, лауреат нобелевской премии, физик:«Я считаю, что собрать слушателей, а затем читать им написанный материал – это все равно, что, пригласив приятеля прогуляться, спросить, не возражает ли он пройтись пешком, а самому ехать рядом с ним в автомобиле» Установление контакта, овладение вниманием аудитории обеспечивает успех публичного выступления, является необходимым условием для передачи информации, оказания желаемого воздействия на слушателей, закрепления у них определенных знаний и убеждений.