Презентация Мультимедийная презентация на занятиях иностранного языка как методический прием
Мультимедийная презентация на занятиях иностранного языка как методический прием. Требования к созданию и применению мультимедийных презентаций.Корниенко Лилия Николаевна,преподаватель иностранного языка ДТПА План выступления Отношение к презентации участников образовательного процессаМультимедийная презентация на занятии как методический прием Решение дидактических задачВозможности использования мультимедийной презентации на различных этапах занятияИспользование мультимедийных презентацийРекомендации по разработке мультимедийных презентаций Отношение к презентации участников образовательного процесса«Ваше отношение к слайд - фильму на занятиях?» Более 80% студентов ответили, что смотреть их интереснее, чем читать учебник или слушать преподавателя. Преподаватели назвали слайд-фильм удачным для себя конспектом, который всегда находится перед глазами, что, несомненно, облегчает объяснение нового материала. «Как часто вы бы хотели смотреть презентации?» Лишь 25% студентов хотели бы смотреть презентацию на каждом занятии;17% - на одном или двух в день; 11 % высказались равнодушно; а 47% отметили, что презентация надоедает, если использовать ее на каждом занятии. Преподаватели же были единодушны во мнении, что это очень удобный способ объяснения материала. «Насколько эффективно запоминание материала при использовании презентации?» 8% студентов не заметили разницы;а 13% высказали мнение, что не весь материал запоминается лучше с помощью презентаций; Было и особое мнение: «Смотрю, как мультик, и ни о чем не думаю»; 25% считают, что запоминание улучшается Преподаватели отметили, что при показе слайд - фильма всегда хорошая дисциплина, обучающиеся меньше отвлекаются, активно работают. Но создание презентации - это очень трудоемкая работа при подготовке к занятию, особенно при большом объеме материала Выводы Хотя отношение студентов и преподавателей к мультимедийным презентациям неоднозначно, бесспорным является то, что: данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке;задействуются различные каналы восприятия обучающихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в их память. Мультимедийная презентация на занятии как методический прием Методика использования мультимедийных технологий предполагает:совершенствование системы управления обучением на различных этапах занятия; усиление мотивации обучения; улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру обучающихся; повышение уровня подготовки обучающихся в области современных информационных технологий; демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры Использование мультимедийных презентационных технологий для решения педагогических задач: дефицит источников учебного материала; возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов, звукозаписей и др.); необходимость систематизации и структурного представления учебного материала; визуализация изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами; необходимость работы с моделями изучаемых объектов, явлений или процессов с целью исследования их свойств и др. Мультимедийные занятия помогают решить следующие дидактические задачи: усвоить базовые знания по предмету; систематизировать усвоенные знания; сформировать навыки самоконтроля; сформировать мотивацию к обучению в целом; оказать учебно-методическую помощь обучающимся в самостоятельной работе над учебным материалом; при использовании на занятии мультимедийных презентаций структура занятия принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Возможности использования мультимедийной презентации на различных этапах занятия: Этапызанятия Содержание Цели Условия достижения положительных результатов Организа-ционный Демонстрациятемы и целейзанятия Подготовить обучающихся к работе на занятии доброжелательный настрой преподавателя и обучающихся; быстрое включение группы в деловой ритм; обеспечение полной готовности и оборудования к работе Этапы занятия Содержание Цели Условия достижения положительных результатов Проверка домашнего задания демонстрация правильного решения заданий, вызывающих затруднения (могут быть подготовлены обучающимися); вопросы для проверки знаний; тестовый опрос выявить уровень знаний по заданному на дом заданию выявление факта выполнения домашнего задания у всех;устранение типичных ошибок; обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными обучающимися Актуализация опорных знаний вопросы и задания, подводящие к необходимости изучения темы; краткое обобщение пройденного материала восполнить недостающие знания; вспомнить необходимые опорные знания и способы действий формирование дидактической цели вместе с обучающимися; использование различных приемов организации деятельности для достижения цели Этапы занятия Содержание Цели Условия достижения положительных результатов Формиро-вание новыхзнаний, понятий, умений, навыков и способов действия основные понятия, схемы, таблицы, рисунки, анимация, видеофрагменты, иллюстрирующие особенности нового материала демонстрация нового учебного материала применение различных способов активизации мыслительной деятельности обучающихся; включение их в поисковую работу,в самоорганизацию обучения; систематизация новых знаний Этапы занятия Содержание Цели Условия достижения положительных результатов Применение знаний, формирова-ние умений вопросы и задания, требующие мыслительной активности и творческого осмысления материала; демонстрация правильного решения при возникновении затруднений выполнение тренировоч-ных заданий использование различных способов закрепления знаний; обращение преподавателя по поводу ответа студента к группе с требованием дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны; умение обучающихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями Контроль и учет знаний задания разного уровня сложности; использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний организация контроля и самоконтроля использование различных способов контроля и самоконтроля знаний; рецензирование работ обучающихся с указанием положительных моментов и недостатков в знаниях Рекомендации по разработке мультимедийных презентаций Стиль Соблюдайте единый стиль оформления Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). Использование цвета На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. Для фона и текста используйте контрастные цвета. Анимационные эффекты Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде. Содержание информации · Используйте короткие слова и предложения.· Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.· Заголовки должны привлекать внимание аудитории. Шрифты · Для заголовков – не менее 24.· Для информации не менее 18. · Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.· Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.· Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных). Способы выделения информации Следует использовать: рамки, границы, заливку, штриховку, стрелки, рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов. Объем информации Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации Виды слайдовВАЖНО ! Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:с текстом; с таблицами; с диаграммами.Не следует озвучивать весь текст слайда самостоятельно, т. к. это переводит слушателей в пассивных наблюдателей. Слайды с большим количеством знаков нуждаются в последовательности действий. Сначала читаются обучающимися, потом комментируются преподавателем, а затем записываются в тетрадь или обсуждаются обучающимися. Заключение: при использовании презентации необходимо учитывать некоторые особенности: ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей обучающегося, т.е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т.п.; дать возможность успешно работать на занятии с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым обучающимся.