Презентация студентов 731 группы Мосяевой Ольги и Тимошенко Дарьи на тему: Рефлексия на уроках в начальной школе
РефлексияВиды рефлексии
Рефлексия -(от поздне лат. reflexio — обращение назад) — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.
Виды рефлексиирефлексия эмоционального состояния и настроения; рефлексия деятельности на уроке;3. рефлексия содержания учебного материала.
Рефлексия эмоционального состояния и настроения Проведение этого вида рефлексии целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Отражает внутреннее состояние ученика; самочувствие (комфортно – дискомфортно)
«Солнышко» Нужно закончить предложение «Моё настроение похоже на»:- солнышко;- солнышко с тучкой; - тучку;- тучку с дождиком; - тучку с молнией.
«Дерево чувств» Если учащиеся чувствуют себя хорошо, комфортно, то вешают на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.
«Смайл» Учащимся предлагается показать смайлик, соответствующий их настроению.
Рефлексия деятельности на уроке Дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.
«Анкета» 1.На уроке я работал(а) 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был 7.Домашнее задание мне кажется активно / пассивно доволен(а) / не доволен(а) коротким / длинным не устал(а) / устал(а) стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно
«Лесенка успеха» Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
«Дерево успеха» Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.
Рефлексия содержания учебного материала Используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения (клеше), пословицы, подбора афоризмов. Используется на этапе подведение итогов.
Выбери верное утверждение:- Я сам не смог справиться с затруднением;- У меня не было затруднений; - Я только слушал предложения других; - Я выдвигал идеи.
Синквейн Это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.первая строка – понятие, выраженное существительным,вторая строка – описание двумя прилагательными (причастиями),третья строка – 4 значимые слова, выражающие отношение к понятию,четвёртая строка – слово-синоним понятию, обобщение или расширение смысла.
Фразеологизм или пословица Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.
Рефлексия бывает:а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки –почему выбран тот или иной уровень)б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»)
Школьный урок – это часть жизни ребенка и, в то же время, это урок жизни для него. Это сама жизнь, полная проблем и радости открытий. Он учится осмысливать окружающую действительность, любить мир и людей в нем, оценивать свои мысли и поступки с позиции требований современного общества, формировать ответственность за самого себя, свою жизнь настоящую и будущую.Современный урок в условиях ФГОС открывает перед педагогом широкую возможность проживания ребенком счастья жизни на всех его уровнях. Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.