Презентация для урока по русскому языку по теме «Подготовка к ЕГЭ (А6) Урок-практикум по русскому языку в 11 классе»


Подготовка к ЕГЭ (А6) Урок-практикум по русскому языку в 11 классе. Обособленные члены предложения. Цели урока: -правильно заменять придаточную часть сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом. -обобщение и систематизирование знаний по теме: «Обособление определений» , - знакомство с правилами замены придаточной части СПП причастным оборотом формирование умений: -выделять интонационно обособленные члены; -проводить синонимическую замену обособленных членов; -правильно ставить знаки препинания при обособленных членах; Море - огромное, лениво вздыхающее у берега, - уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны.. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звезд. Кажется, что небо все ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чем шепчут неугомонные волны, сонно всползая на берег.Горы, поросшие деревьями, уродливо изогнутыми норд-остом, резкими взмахами подняли свои вершины в синюю пустыню над ними, суровые контуры их округлились, одетые теплой и ласковой мглой южной ночи. Горы важно задумчивы. С них на пышные зеленоватые гребни волн упали черные тени и одевают их, как бы желая остановить единственное движение,заглушить немолчный плеск воды и вздохи пены - все звуки, которые нарушают тайную тишину, разлитую вокруг вместе с голубым серебром сияния луны, еще скрытой за горными вершинами. (А.М.Горький)  Алгоритм обособления согласованных определений 1.Стоит ли определение с зависимыми словами после определяемого слова? Да Нет обособляется 2.Имеет ли определение добавочное обстоятельственное значение (причины, условия, уступки)? Да 3.Зависит ли определение(распространенное или нераспространенное0 о т личного местоимения? обособляется Да Обособляется всегда Нет Не обособляется Образование причастий От основы инфинитива Причастия прошедшего времени Действительные Страдательные -вш(ий)_ш(ий) Образование причастий Причастия настоящего времени Действительные причастия Страдательные причастия -ущ-, -ющ_-ащ-,-ящ- От основы настоящего времени Вывод:Каждый из стилистических компонентов: причастный оборот и определительное придаточное предложение, имеют свои стилистические особенности, которые применяются авторами для формирования своеобразия собственного стиля.Во-первых, определительное придаточное предложение, благодаря наличию в нем сказуемого, сильнее выражает действие, в то время как в причастном обороте внимание в большей мере сосредотачивается на признаке.Во-вторых, причастный оборот является принадлежностью, главным образом, книжной речи, в разговорной речи он употребляется редко, в то время как придаточное предложение достаточно широко используется как в книжной, так и в разговорной речи.В-третьих, причастный оборот отличается большей краткостью в сравнении с придаточным предложением А6. УСЛОВИЯ ЗАМЕНЫ ПРИДАТОЧНОЙ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ Сказуемое в придаточном определительном должно быть выражено только глаголом изъявительного наклонения. То есть если в придаточном определительном использован глагол условного наклонения, его замена причастием невозможна.В главной части сложноподчиненного предложения с придаточным определительным не должно быть указательного местоимения, иначе его замену причастным оборотом осуществить не удастся.Не следует забывать и о том, что причастия образуются не от всех глаголов; полезно помнить: действительные причастия настоящего времени не могут быть образованы от глаголов совершенного вида (т.к. у них нет основы настоящего времени и они обозначают действие одноразовое или краткое, ограниченное пределом), а страдательные причастия не образуются от непереходных глаголов.Такие глаголы, как жать, мять, бить, вить, пить, шить, печь, сечь, пасти, красть, класть, мести, мазать, колоть, молоть, знать, писать, держать, резать, являясь глаголами несовершенного вида, переходными, все-таки не образуют форм страдательных причастий настоящего времени, следовательно, замена придаточных определительных причастиями будет невозможна. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? 1. Французские слова и выражения, которые проникают в русский язык, называют галлицизмами.2) Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется.3) В целях содействия развитию литературы и литературного языка в XVIII веке была создана Российская Академия, которая стала основным научным центром изучения русского языка и словесности.4) Во второй половине XVIII века французское влияние на речь русских дворян, которое сыграло важную роль в процессе европеизации русского литературного языка, становится преобладающим. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? 1.В глубоком пространстве между небом и морем носились волны, которые одна за другой взбегали на песчаный берег.2.    В иллюминаторе самолёта видны камчатские реки, берега которых покрыты крупными и средней величины валунами.3)    Широкое применение находят сплавы на основе титана, которые характеризуются высокой химической стойкостью.4)    Технологические свойства металлов выявляются путём испытаний, которые называют технологическими пробами. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? 1.    С одной стороны к форуму примыкало здание государственного архива, которое стояло на сводчатых подземных этажах.2.   Солнечная энергия, которая падает на фотосинтезирующие органы растений, аккумулируется во вновь образующихся органических соединениях.  3.  Учёные предложили пропитывать старинные рукописи органическим раствором с добавлением антиоксидантов, которые смогли бы остановить процесс распада бумаги.  4.  Воплощением мощи и исторической значимости императорского Рима были триумфальные сооружения, которые возводились во славу Рима. Домашнее задание В понравившихся вам произведениях русской литературы найдите случаи, когда автор добивается художественной выразительности с помощью причастных оборотов. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ: 1. http://festival.1september.ru/articles/562246/ 2. http://www.openclass.ru/node/25110 3.