Презентация к уроку русского языка для 10-11 классов Подготовка к ЕГЭ. Обобщающее повторение. Орфография


Обобщающее повторение Подготовка к ЕГЭОрфография 7 заданий по орфографии: • безударные гласные корня;• правописание приставок; гласные и, ы после приставок; • правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий;• правописание суффиксов глаголов и прилагательных;• н – нн в различных частях речи;• слитное и раздельное написание не с различными частями речи;• правописание служебных слов. Безударная гласная корня Проверяемые гласные в корне:упр…стить, ум…лчание, сокр…тить, вд…ли. Непроверяемые гласные в корне:ак…демия, ок…лдовать, кр…стьянин. Чередующиеся гласные в корне:Доб…раться – доб…русь, р…внение – р…внять, выр…щенный – р…сла. Правописание приставок. И,Ы после приставок выбор букв з и с на конце приставок:во_хождение, ни_провергать, во_рождение.выбор букв е и и в приставках пре- и при-:пр_ломление, пр_глашение, пр_умножитьвыбор букв ы и и после приставок:пост_ндустриальный, от_скать, сверх_нтересный Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий Помаш_шь, науч_нный;2) вынес_шь, немысл_мый;3) заплат_шь, изуча_мый;4) усил_вший, подхвач_нный. Спряжение глаголов: Спряжение глаголов определяется по неопределенной форме. II спр. все глаголы на -ить (кроме 3 исключений)7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть 4 глагола на -ать: гнать, держать, слышать, дышать I спр. глаголы брить, стелить, зиждиться все глаголы на -еть (кроме 7 исключений) все глаголы на -ать (кроме 4 исключений)все остальные глаголы на -оть, -уть, -ть и др. Действительные причастия настоящего времени (что делающий?) Образованы от глаголов I спряжения:пишется -ущ-, -ющ- писать – пишущийстелить– стелющий Образованы от глаголов II  спряжения:пишется -ащ-, -ящ-видеть – видящийклеить – клеящий Исключение: брезжить – брезжущий Страдательные причастия настоящего времени (кем делаемый?) Образованы от глаголов I спряжения Пишется -ем-читать – читаемыйкопать – копаемый Исключение: двигать – движимый Образованы от глаголов II  спряжения Пишется -им-видеть – видимыйслышать – слышимый Страдательные причастия прошедшего времени (кем деланный? кем сделанный?) Образованы от глаголов на -ать, -ять Пишется -а-, -я-акопать– закопанныйзапаять – запаянный От всех остальных Пишется -е-склеить – склеенныйспилить – спиленный Перед суффиксами -л-, -в-, -вш- в глаголах, деепричастиях и причастиях пишется та же гласная, что и в инфинитиве:клеИть – клеил – склеив – склеивший;лаЯть – лаял – залаяв – лаявший;видЕть – видел – увидев – увидевший. Правописание суффиксовглаголов и прилагательных правописание глагольных суффиксов (-ыва-/-ива-, -ова-/-ева-, -ва-);2) правописание суффиксов прилагательных (-лив-, -чив-, -ев-/-ов-). Глагольные суффиксы Суффикс Способ проверки Примеры -ова- (-ева-) Если в 1-м лице ед. ч. глагол оканчиваетсяна -ую, -юю советовать – советуюночевать – ночую -ыва- (-ива-) Если в 1-м лице ед. ч. сохраняется-ыва-, -ива- испытывать – испытываювздрагивать – вздрагиваю Исключения: застрять – застревать, застреваю; затмить – затмевать, затмеваю; продлить – продлевать, продлеваю. Н – нн в различных частях речи Он испуга_о озиралсяОбщество было испуга_о переменамиЕго лицо было бледно и испуга_о Слитное и раздельное написаниене с различными частями речи 1) наличие слов, указывающих на слитное/раздельное написание не с прилагательными и наречиями: раздельно – отнюдь не, далеко не, никак не, нисколько не, ничуть не, ни для кого не и т.п.;2) противительный союз но в значении «и» предполагает слитное написание прилагательных и наречий с частицей не: неширокая, но глубокая река (противопоставления нет: неширокая и глубокая);3) раздельно пишется не в оборотах не кто иной, как и не что иное, как;4) приставка недо- придает глаголу значение неполноты, недостаточности по сравнению с нормой: пленные недоедали, недоглядеть за ребенком; глагол с частицей не и приставкой до- обозначает незаконченное, прерванное действие: не доел суп; не досмотрел фильм. Правописание служебных слов 1) У каждого человека своя манера вести спор, и (по)тому, как он это делает, можно определить характер человека, а так(же) его намерения.2) Женя то(же) упорно тренировался, потому(что) ему предстояло трудное восхождение.3) Что(бы) образ был более колоритным, актер импровизировал, при(чем) делал это очень талантливо.4) (В)течение всего утра меня не покидало ощущение, (как)будто что-то должно случиться.