Проблемные ситуации в социально — коммуникативном развитии
Проблемные ситуации.Социально-коммуникативное развитие.Вторая младшая группа №4
Цель проблемных ситуаций: Учить решать проблемные ситуации, используя возможные варианты решения, развивать речь детей, логическое мышление, воображение, память, культуру общения.Задачи проблемных ситуаций:Учить осуществлять элементарную поисковую деятельность, используя различные предложения.Развивать самостоятельность в нахождении противоречия, активность в решении проблемы.Воспитывать доброжелательность к сверстникам, культуру общения.Добиваться, чтобы ребенок сам предложил версию решения проблемы, оригинальные ответы.
Актуальность проблемных ситуацийОсобую ценность сегодня приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить. Очевидно, что научить этому можно лишь в ситуации, требующей осмысления. Таковой является проблемная ситуация – ситуация, с которой начинается процесс размышления. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждают ребенка к активному поиску новых средств и способов решения. В ситуациях – проблемах каждый ребенок находиться в активной действующей позиции. В этом и состоит педагогическая ценность таких ситуаций.
Проблемное обучение направленно на развитие мышления дошкольника, коммуникации у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой и со взрослыми.Педагог является равноправным партнером;Дети самостоятельны и инициативны;Дети сами открывают новые знания и способы действия;Дети обсуждают проблему, находят пути её решения;Дети договариваются, общаются.Применение проблемных ситуаций в обучении способствуют реализации потребности детей в познании, а также формирование социально-коммуникативных навыков у дошкольника.
Для активизации общения детей, их инициативных высказываний, мы в своей работе используем такую форму работы с детьми, как моделирование игровых проблемных ситуаций, направленных на формирование у детей компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов.В процессе совместной деятельности по решению поставленной проблемы дети учатся применять всевозможные варианты, вести беседы, обсуждать решения.Игровые проблемные ситуации – это полноценная, но специально организованная игра.
Проблемные ситуации характеризуют следующие моменты:Ситуация имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного-либо литературного произведения, которое хорошо знакомо детям;В содержании игры заложена цель, воспитательная задача, которым подчинены все её компоненты – сюжет, ролевое взаимодействие персонажей;Игру проводит воспитатель: предлагает название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет её.
Совместная деятельность педагога с детьми:Театрализованная деятельностьСовместный трудБеседы Коллективные работыСюжетно-ролевые игрыХудожественная литератураПодвижные игрыДидактические игрыИмитационные игры
Проблемная ситуация: «Пришли в гости Мышка, Ёжик, Мишка»Ответы детей: сколько гостей, столько и стульев.Ответы детей: Мишке –большую чашку, Ёжику поменьше, Мышке – маленькую чашечку.
Проблемная ситуация: Цветок завял. Лейки нет. Чем можно полить цветок. Ответы детей: можно полить кастрюлей и чайником.
Проблемная ситуация: Пришли на рыбалку. Удочки дома забыли.Ответы детей: палочками, сачком, Сковородками.
Проблемная ситуация: Какая дорожка длиннее?Два домика, две дорожки.Способом приложения
Проблемная ситуация: Как узнать в каком сосуде больше воды?Наливаем в одинаковые чашки Переливаем в прозрачные стаканы.
Джон ДьюиЕсли сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра.Социально – коммуникативное развитие - процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально – культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений.
Спасибо за внимание