Презентация Современные методы профилактической работы с обучающимися группы риска
Современные методы профилактической работы с обучающимися «группы риска» Выявление учащихся «группы риска» Индикаторы неблагополучия школьника можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности:- учебная деятельность;- взаимоотношения со сверстниками;- взаимоотношения со взрослыми;- проведение свободного времени;- отношение к труду и профессиональная ориентация;- поведение и поступки. Группа риска это дети и/или их семьи, которые стоят на:на внутришкольной учете, учете в ОДН, учете в КДН; дети, испытывающие дезадаптацию (по результатам общегрупповых диагностик). Подбор методов профилактики Для подбора адекватных методов профилактики необходимы:Диагностическая беседа.Психодиагностика. Выбор методик диагностики Методики выбираются в зависимости от возраста и результатов диагностической беседы. Очень полезна книга Даниила Яковлевича Райгородского «Энциклопедия психодиагностики. В 4-х томах. Том 1. Психодиагностика детей» Младшие школьники: методики на определение уровня развития познавательной сферы (методика Головиной – целостное восприятие формы, матрицы Равена – исследование наглядно-образного мышления, Э.Ф. Замбацявичене «Исследования словесно-логического мышления младших школьников», корректурная проба – исследование характеристик внимания, методики исследования объема внимания и т.д.)иследование мотивационой сферы – Анкета Н.Г.Лускановой.проективные методики (рисунок семьи, фильм-тест Рене Жиля) Фильм-тест Рене Жиля Дети от 4 до 12 лет и их родители Позволяет установить быстрый контакт с ребенкомИсследование социальной приспособленности ребенка.Выявляет конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка (в семье и в школе) Средняя и старшая школа: Исследование личностных качеств (методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна, диагностики самооценки Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина, диагностикиа типа акцентуации характера "Чертова Дюжина" (Прутченков А. С., Сиялов А. А., 1994), диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки и т.д.) Проективные методики –Метод цветовых выборов МЦВ Л.Н.Собчик — модифицированный восьмицветный тест Люшера, методика Рене Жиля (до 12 лет) Исследование социально-психологического климата Мотивация – анкета Н.Г.Лусканой для 5 класса, Методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников Профилактические занятия По результатам диагностики проводятся общие развивающие занятия:Тренинги по мотивации и адаптацииУроки доброты – формирование толерантностиТренинги профилактики асоциального поведения, употребления ПАВ и наркотических веществ.Профориентационные тренингиТренинги подготовки к сдаче ОГЭ\ЕГЭ и т.д. Профилактические занятия либо специальные тренинги:Уверенность в себеПомощь при суицидальных тенденцияхПрофилактика конфликтных ситуаций и работа с ними и т.д. Направления профилактической работы с детьми «группы риска» Дни профилактикиПроведение тематических мероприятийОрганизация школьного театра Организация «Совета отцов». Организация детей по клубам, кружкам, секциям. Привлечение обучающихся к активному участию в школьном самоуправлении и школьной жизниСоздание условий для индивидуальной самореализации Организация подросткового добровольнического движения Работа с родителями. Дни профилактики Приглашение специалистов КДН, сотрудников полиции, сотрудников наркологического диспансера для проведения просветительских бесед.Выступление педагога-психолога по тематике мероприятия Проведение тематических мероприятий День Психологии,День Толерантности и т.д.Обязательно привлечение к организации и участию детей, входящих в группу риска! Организация школьного театра Многие подростки любят привлечь к себе внимание и «показать» себя, быть в центре внимания Организация «Совета отцов» Основной целью Совета отцов является укрепление связи семьи и школы в деле воспитания и обучения, обобщение и распространение опыта успешных семей, способствующих функционированию и развитию общеобразовательного учреждения, содействие в планировании и организации профилактической работы с неблагополучными семьями, повышение уровня ответственности родителей за воспитание детей. Организация «Совета отцов» Задачами Совета отцов являются:- координация вопросов, относящихся к воспитанию детей;- оказание помощи школе в организации воспитательной работы с детьми в военно-патриотическом, туристско-краеведческом, культурно-массовом, физкультурно-оздоровительном направлениях;- развитие школьного самоуправления;- расширение сотрудничества в работе школы как социокультурного центра микрорайона;- развитие материально-технической базы школы. Организация детей по клубам, кружкам, секциям. Направление отрицательно-заряженной энергии в положительное руслоЗакаливание характера Социальная активность Привлечение обучающихся к активному участию в школьном самоуправлении и школьной жизни, к организации и участию в концертах. Возможность самореализиции Создание условий для индивидуальной самореализации в соответствии с потребностями и желаниями ребенка Просвещение педагога Учет жизненной ситуации ребенкаУчет мотивации и потребностей ребенка.У трудных детей отрицательная направленность. Существует динамический стереотип (цепь реакций без участия сознания).Даже если ребенок дает обещание изменить поведение, срабатывает динамический стереотип.При разрушении отрицательной доминанты поведения и старого стереотипа, необходимо создавать новый стереотип. Просвещение педагога Процесс перевоспитания складывается в том случае, когда воспитатель не только не допускает проявления старых связей, привычек, но и включает подростка в новые связи, делает его полноправным членом коллектива, участником общественной жизни коллектива. Изоляция трудного ребенка от сложившихся коллективов (класс, спортивная команда, кружок) заведомо обрекает его на установление и поддержание связей вне класса, на улице, во дворе Переключить энергию с вредных путей на социально полезные, дать этой энергии новый, полезный с педагогической точки зрения выход, создать новые доминанты, найти пути приложения здоровой энергии — в этом заключается весь основной секрет успеха перевоспитания трудновоспитуемого Организация подросткового добровольнического движения Можно создать движение ребят по проведению профилактических мероприятий, по сбору макулатуры, спасению бабочек от мороза и т.д. Работа с родителями Просвещение (возрастные особенности, Я- и Ты-высказывания, техника активного слушания и т.п.)Работа с мировоззрением родителей (отношение к употреблению алкоголя, электронных сигарет, наркотиков, страницам в социальных сетях и т.д.) Конструктивный способ разрешения конфликтов Прояснение конфликтной ситуации.Сбор предложений.Оценка предложений и выбор наиболее приемлимого.Детализация принятого решения.Выполнение решения, проверка.Продуктивное разрешение конфликтов предполагает:Восприятие поиска решения как творческой задачи.Переосмысление внутренней позиции и внутренняя перестройка. Техника "я-высказывание" передает другому человеку ваше безоценочное отношение к определенному предмету, событию, ситуацииФормулаСитуация + Я - чувство + Объяснение Алгоритм "я-высказывания" 1. Объективно описать события, ситуацию без экспрессии, вызывающей напряжение («Когда я вижу, что...», «Когда это происходит...»).2. Описать свою эмоциональную реакцию, точно назвать свое чувство в этой ситуации («Я чувствую...», «Я огорчаюсь...», «Я не знаю, как реагировать...»).3. Объяснить причины этого чувства и высказать свои по желания («Потому что я не люблю…», «Мне бы хотелось...»).4. Представить как можно больше альтернативных вариантов («Возможно, тебе стоит поступить так...», «В следующий раз сделай...»)5. Дать дополнительную информацию партнеру относительно проблемы (объяснение). «Ты - высказывание» / «Я - высказывание» (примеры) Ты никогда меня не слушаешь! / Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю.Что ты все время разговариваешь параллельносо мной? / Мне сложно говорить, когда кто-то еще разговаривает одновременно со мной. Если у тебя есть вопрос — задай его. Возможно, если ты внимательно послушаешь меня, то потом у тебя возникнет меньше вопросов.Вечно ты хамишь! / Когда ты некорректно разговариваешь со мной, я раздражаюсь и не хочу больше с тобой общаться. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. В свою очередь постараюсь быть более терпимой. Техника активного слушания (Ю.Б.Гиппенрейтер) Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать.Активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. Мама входит в комнату дочки и видит беспорядок МАМА: Нина, ты все еще не убралась в своей комнате!ДОЧЬ: Ну, мам, потом!МАМА Тебе очень не хочется сейчас убираться…ДОЧЬ (неожиданно бросается на шею матери): Мамочка, какая ты у меня замечательная! Важные особенности и дополнительные правила Во-первых, если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Во-вторых, если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме. Важные особенности и дополнительные правила В-третьих, очень важно в беседе «держать паузу» (она помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом)В-четвертых, в вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство. Пример СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей!ОТЕЦ: Не хочешь с ним больше дружить. (Повторение услышанного).СЫН: Да, не хочу…ОТЕЦ (после паузы): Ты на него обиделся… (Обозначение чувства). Результаты активного слушания 1. Исчезает или по крайней мере сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Здесь сказывается замечательная закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое.2. Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше: тема повествования (жалобы) меняется, развивается. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений.3. Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы …Мама укладывает четырехлетнюю Машу спать, и девочка просит посидеть с ней. ДОЧЬ: Мамочка, ну еще капельку, ну чуть-чуть!МАМА: Машенька, уже поздно, все ребята спят.ДОЧЬ: Целый день одна и одна, не хочу больше!МАМА: Ты же целый день с ребятами в саду играешь… (Вспоминает активное слушание.) Ты чувствуешь себя одинокой…ДОЧЬ: Да, ребят много, а маму в сад не пускают.МАМА: Ты скучаешь без меня.ДОЧЬ: Скучаю, а Саша Петров дерется.МАМА: Ты на него сердита. ДОЧЬ: Он мою игру поломал! МАМА: И ты расстроилась… ДОЧЬ: Нет, я его толкнула, чтоб не ломал, а он меня кубиком по спине.МАМА: Было больно… (Пауза.)ДОЧЬ: Больно, а тебя нет!МАМА: Ты хотела, чтобы мама тебя пожалела.ДОЧЬ: Я хотела с тобой пойти…МАМА: Пойти… (Пауза.) ДОЧЬ: Ты же обещала нас с Игорьком в зоопарк сводить, я все жду-жду, а ты не ведешь! Ещё два замечательных изменения Первое: родители сообщают, как о чуде, что дети сами довольно быстро начинают активно слушать их. Второе: Родители становятся более чувствительными к нуждам и горестям ребенка, легче принимают его «отрицательные» чувства. Родители говорят, что со временем они начинают находить в себе больше терпения, меньше раздражаться на ребенка, лучше видеть, как и отчего ему бывает плохо. Спасибо!