Урок на тему «Профилактика семейного неблагополучия, жестокого обращения с несовершеннолетними»
Презентацию выполнила :педагог-психолог Студии семейного развития «АВС»Ломакина Татьяна ЮрьевнаГ. Саратов 2017 г. «Профилактика семейного неблагополучия, жестокого обращения с несовершеннолетними» Под жестоким обращением принято понимать действия (или бездействие) родителей, воспитателей и иных лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.Сюда же относятся:побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и др. способы калечащие ребенка. Так же сюда относятся унижение, издеевательства, различные формы пренебрежения нуждами ребенка, которые наносят психологическую травму несовершеннолетнему. Статистика Российской Федерации неумолима:Ежегодно кончают жизнь самоубийством примерно 2 тыс. детей и подростков; 50 тыс. уходят из семьи; 25-26 тыс. несовершеннолетних становятся жертвами преступных посягательств. Из них: 2 тыс. погибают, 8-9 тыс. получают телесные повреждения; 17 тыс. преступлений связаны с сексуальным насилием. За минувшие 7 месяцев 2015 года на территории Саратовской области количество преступлений, совершенных в отношении детей увеличилось более чем на 20%. Самое распространенное насилие в современном обществе- эмоциональное (психологическое насилие) Формы эмоционального насилия:Угрозы в адрес ребенка в словесной форме без применения физической силы. Это оскорбление, унижение достоинства ребенка; открытое непринятие, постоянная критика;Лишение ребенка необходимой стимуляции и эмпатии, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, предъявление ребенку чрезмерные необоснованных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;Однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;Преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов;Вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному поведению (алкоголизму, наркомании)Отсутствие эмоционального тепла от матери, пренебрежение интересами, нуждами ребенка, оставление без присмотра Особенности поведения ребенка, подвергающегося эмоциональному насилию: ЗПР, трудно сконцентрироваться, расторможенность;плохая успеваемость;низкая самооценка;агрессивные проявления, чаще обращенные против себя или подавленное состояние;избыточная потребность во внимании;депрессивный фон настроения, отсутствие интереса к окружающим событиям;трудность в общении (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);ложь, воровство, девиации в поведении;нервно-психические заболевания: неврозы, энурезы, тики, расстройства сна, нарушение аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма, задержка речевого развития;для младших школьников –проблемы с обучением, отвержение со стороны сверстников, плохие социальные навыки;в пубертатном периоде-депрессии, рост агрессивности, саморазрушающее поведение, безразличие к последствиям в ситуации острого конфликта, самовольные уходы. Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие:не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается;публично оскорбляют, бранять, унижают, осмеивают ребенка, проклинают, дают негативные установки-предсказания;сравнивают с другими детьми не в пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему;обвиняют его во всех неудачах, делают из ребенка козла отпущения;обесценивают положительные качества ребенка, «выпячивая» неудачи несовершеннолетнего. Особенности поведения ребенка, подвергающегося физическому насилию:Возраст от 3 до 7 лет:заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;пассивная реакция на боль;негативизм, агрессивность;жестокость по отношению к животным;лживость, воровство;отставание в речевом развитии.Младший школьный возраст:стремление скрыть причину повреждений и травм;боязнь идти домой после школы;одиночество, отсутствие друзей;плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться;высокий уровень агрессии.Подростковый возраст:побеги из дома;употребление алкоголя, наркотиков;попытка самоубийства;экстремальные виды увлечений;криминальное или антиобщественное поведение;конфликты с родителями, протестное поведение Особенности поведения родителей или опекунов, совершающее физическое насилие над несовершеннолетним: Противоречивые, путанные объяснения причин травм у детей;Обвинение в травмах самого ребенка;Позднее обращение или необращение за мед.помощью;Отсутствие эмоциональной поддержки и ласки в обращении с ребенком;Неспровоцированная агрессия по отношению к персоналу, административным работникам;Больше рассказывают о своих проблемах, чем о повереждениях у ребенка;Уходят от ответов, переводят тему разговора, переключают внимание на незначительные моменты в общении;Заискивающее поведение, чрезмерная учтивость, услужливостьПричины втягивания несовершеннолетнего в сексуальное насилие:1. н/л не обладает свободой воли, находится в зависимости от взрослого;2. может не осознавать значение сексуальных действий в силу функциональной незрелости;3. Не может в полной мере предвидеть все негативные последствия этих действий;4. В момент насилия ребенок испытывает жуткий страх, который сковывает его и превращает в «живую куклу», так работает сознание ребенка, так как он еще маленький. Особенности психического состояния и поведения ребенка подвергающийся сексуальному насилию: Дети дошкольного возраста:Ночные кошмары; страхи; регрессивное поведение (поступки, характерные для более младшего возраста);Несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, а так же сексуальные игры с самим собой, сверстниками, игрушками;Открытая мастурбацияДети младшего школьного возраста:Резкое ухудшение успеваемости;Невозможность сосредоточиться;Несвойственные возрасту знания о половых вопросах, сексуально окрашенное поведение;Гнев, агрессивное поведение;Ухудшение взаимоотношений со сверстниками, родителями, не являющимися насильниками;Деструктивное поведение;Мастурбация. Особенности психического состояния и поведения ребенка подвергающийся сексуальному насилию: Подростки: депрессия; низкая самооценка; агрессивное, антисоциальное поведение; затруднение с половой идентификацией; сексуализированное поведение; угрозы, попытки самоубийства; употребление алкоголя, наркотиков;проституция, беспорядочные половые связи; уходы из дома; насилие (в том числе сексуальное, могут стать инициаторами развратных действий и втягивать в них большое число участников) по отношению к более слабым и беззащитным; вызывающее, эгоцентричное поведение, плохой сон (кошмары).На заметку:80% случаев сексуального насилия над ребенком совершается его родственником или знакомым (отчимом) Как помочь ребенку в ситуации жестокого обращения с несовершеннолетним: 1. Не отворачивайтесь от чужого горя. Так может случиться с каждым ребенком.2. Постарайтесь поговорить с ребенком, внимательно его выслушайте, поддержите его эмоционально, общайтесь с ребенком безоценочно, нейтрально.3. Будьте тактичными, внимательными, если ребенок отказывается говорить на болезненную тему- уважайте его желание, просто будьте рядом. И если ему понадобиться помощь, подставьте свое «плечо»4. Обратитесь в органы опеки и попечительства, КДН и ЗП по месту физического проживания ребенка5. Обратитесь в милицию или прокуратуру6. Обратитесь в любой ближайший центр психологической помощи или на телефон Доверия. Не оставайтесь с бедой один на один, всегда есть люди, которые готовы протянуть руку помощи. Телефон доверия92-96-56 Телефон информационно-диспетчерской службы Саратовской области ГБУ СО СРЦ «Возвращение»Круглосуточно68-29-158-800-2000-122 (звонок бесплатный)Наш адрес: 410022Г. Саратов, ул. Азина, д. 28 АУл. Новокрекингская д.18, Здание №2