Презентация по социально-педагогическому сопровождению замещающих семей «Технология социально-педагогического сопровождения замещающей семьи»


Тема: «Технологии социально-педагогического сопровождения замещающей семьи»Автор: Гергель Наталья Александровна, Кемеровская область, г. Гурьевск МКОУ Детский дом№1 г.Гурьевска , социальный педагог Социально-педагогическое сопровождение замещающих семей Цель: осуществление комплекса мер, направленных на оказание социальной, правовой, психологической, педагогической поддержки и помощи замещающим родителям по вопросам воспитания, развития детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях, защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществления мониторинга всестороннего развития детей. Нормативно-правовое обеспечение сопровожденияКонвенция о правах ребенка (статьи 16,19,24);Гражданский кодекс РФ (часть первая) ст. 26,28,35,36;Семейный кодекс РФ (главы 11,12);Федеральный закон №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 г.Федеральный закон «210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 г.;Федеральный закон №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» то 24.07.2008 г.;Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 г. №423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»Внутренними документами Учреждения, настоящим Положением, приказами и распоряжениями директора МКОУ Детский дом№1 г. Гурьевска. Психолого-педагогическое и социальное сопровождение семей, взявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  Сопровождение замещающих семей осуществляется уже после создания семьи любой категории по следующим направлениям: социально-правовое, социально-медицинское, социально-психологическое, социально-педагогическое. Социально-правовое направлениеЗащита социальных прав и законных интересов ребенка. Развитие навыков правовой культуры, связь с учебными заведениями. Предоставление юридической помощи замещающей семье.Взаимодействие с гражданами и организациями в решении вопросов защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в поддержки замещающих семей.Проведение обучающих семинаров для специалистов, занимающихся сопровождением замещающей семьи.Взаимодействие с органами Опеки и попечительства Администрации Гурьевского муниципального района, учреждениями образования, здравоохранения, социальной защиты, общественными организациями.Мониторинг развития воспитания детей в семье. Социально-педагогическое и социально-психологическое направлениеСоздание условий для «мягкой» адаптации ребенка (в замещающей семье в начальный период, в школе, и т.д.). Развитие эмоциональной сферы, личностного и интеллектуального потенциала, интересов, склонностей (повышение самооценки ребенка, снятие уровня тревожности, развитие коммуникативной сферы, навыков общения). Профилактика правонарушений и отклоняющегося поведения. Создание и реализация системы сопровождения замещающей семьи и приемного ребенка.Проведение анализа положения дел в приемных семьях, проблемах в воспитании детей и внутрисемейных отношениях, потребностях в помощи и поддержке.Организация раннего выявления проблем взаимоотношений в приемной семье, трудностей в воспитании и управлении поведением приемных детей.Участие в проведении в установленном порядке проверок условий жизни, воспитания и развития детей, мониторинга их развития.Оказание помощи приемным семьям в вопросах развития, воспитания и обучения детей посредством психолого-педагогического консультирования; Алгоритм сопровождения замещающих семей. 1. Знакомство, выявление проблемы. 2.Составление личного дела семьи: индивидуального плана сопровождения, социальной карты замещающей семьи. 3. Разработка рекомендаций, памяток для членов зам.семей по результатам проведённой диагностики и выявленным проблемам. 4. Выход социального педагога в замещающую семью, учебное заведение. 5. Индивидуально консультирование членов замещающих семей. 6.Итоговый мониторинг замещающей семьи. Основные формы организации деятельности на базовом уровне«Клуб замещающих родителей»Выездное консультирование социальных педагогов Индивидуальное консультирование на базе центра Мониторинг состояния и развития детей, воспитывающихся в замещающих семьях Мониторинг, как процесс постоянно обновляемой информации о динамически изменяющемся состоянии семьи и развитии ребенка и является тем фундаментом, который позволяет выбирать наиболее эффективные формы социального сопровождения замещающей семьи. Объект мониторинга - ребенок, помещенный в замещающую семью. Предмет  мониторинга - состояние и развитие ребенка, помещенного в замещающую семью. Цель мониторинга - обеспечение эффективности работы с ребенком, помещенным в замещающую семью, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза развития ситуации. Задачи мониторинга: - непрерывное наблюдение за состоянием и развитием ребенка; - своевременное выявление изменений и факторов, вызывающих эти изменения; - создание условий для предупреждения негативных тенденций в состоянии и развитии ребенка; - осуществление краткосрочного прогнозирования состояния и развития ребенка в результате наших социально-педагогических воздействий; - оценка эффективности действий специалистов и служб. мониторинг на уровне специалиста, отделения, учреждения. на уровне специалиста - объектом является ребенок и замещающая семья; на уровне отделения - замещающая семья и работа специалистов отделения по сопровождению замещающей семьи; на уровне учреждения - работа специалистов и отделения по сопровождению замещающих семьей. Методы получения информациинаблюдение; беседа; интервью; анкетирование; анализ документов; анализ продуктов деятельности. Мониторинг состояния и развития ребенка осуществляется в разных формах:при встречах с детьми и замещающими родителями во время посещения центра, при участии детей в коррекционных и развивающих занятиях у психолога. при посещении семьи специалистами, в котором отражается жизнь ребенка в момент посещения, выявленные проблемы. через специальное обследование семьи и ребенка по оценке состояния развития ребенка и эффективности выполнения индивидуального плана развития ребенка. При мониторинге учитываются многие аспекты жизни ребенка:Здоровье ребенкаОбразованиеСамосознание ребенкаОбщениеЭмоциональное и поведенческое развитиеВнешний вид и навыки самообслуживание Очевидно, что благополучие семьи - это благополучие ребенка. Поддержать семью, оказать помощь - важнейшая задача специалистов службы сопровождения