Презентация по теме Формирование коммуникативной компетенции как средство повышение качества образования


«Формирование коммуникативной компетенции учителя и обучающихся как средство повышения качества образования» Коммуникативная компетенция – осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме, реализуется в процессе решения следующих практических задач: - формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований);- овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся ; -обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.  Для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь.А.А.Леонтьев  В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний, как в устной, так и в письменной речи.   Как развивать речь и мышление обучающихся? Как сформировать интеллектуально и творчески развитую личность, обладающую коммуникативными навыками?  Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Для реализации поставленной цели-формирования коммуникативной компетенции обучающихся через работу с текстом- ставятся следующие задачи: 1) внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учеников; 2) подбор тематического текстового материала, разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц; 3) вовлечение во внеклассную работу ребят с целью развития их творческих способностей, выявление одаренных в лингвистическом отношении детей; культуры.   Формы и методы организации работы с текстом: • комплексная работа с текстом; • лингвостилистический анализ текста;  • сочинение-рассуждение; • редактирование текста; • различные виды диктантов; • интеллектуально-лингвистические упражнения; • работа с текстами-миниатюрами;  • коммуникативные и игровые ситуации Примерный план анализа текста любого типа речи: 1. Выразительное чтение текста. 2. Словарная работа. 3. Тема текста. 4. Идея текста. 5. Тип текста. 6. Стиль текста. 7. Выразительные средства речи и их роль.   Этапы нестандартных уроков: • целеполагание, когда ученики обсуждают тексты и задания с учителем, получают дополнительные инструкции по выбору и выполнению задания; • планирование (школьники вникают в содержание и идею текста; размышляют над способом выполнения заданий; определяют потребность в справочной литературе и словарях; вырабатывают план действий); • итоговая творческая работа.  В результате применения методических приемов предполагается достижение следующих результатов: • высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции; повышение интереса к русскому языку и литературе; • прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения; • умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации; • умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров; • активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах.  Спасибо за внимание!