Презентация по русскому языку на тему Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности.


Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности. Работу выполнила: Карнаухова О.В., учитель русского языка и литературыМОУ СОШ № 16 ст. Георгиевской Управление активностью учащихся называют активизацией.Главная цель активизации- формирование активности учащихся, повышение качества учебно- воспитательного процесса. Когда получается наибольший активизирующий эффект? Когда учащиеся умеют: отстаивать свое мнение;принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;рецензировать ответы товарищей;оценивать ответы и письменные работы товарищей;заниматься обучением отстающих;объяснять более слабым учащимся непонятные места;самостоятельно выбирать посильное задание;находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения. Ученик Учитель Культурно- образовательнаясреда школы Внеклассная досугово- развивающая среда Учебно-развивающаясредашколы Ученик активный Творческаяличность Умеет овладевать общеобразо-вательными знаниями Умеет приобщиться к будущей профессии Усвоение накопленных обществом ценностей Способы активизации опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте выступают познавательные интересы, профессиональные склонности;включать учеников в решение проблемных ситуаций, а проблемное обучение, в процессе поиска и решения научного и практических проблем;использовать дидактические игры и дискуссии;использовать такие методы обучения, как беседа, пример, наглядный показ;стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в учении. Подготовка к ЕГЭ целенаправленность системность Этапы подготовки к ЕГЭ 5-8 классыВведение тестовых заданий;Изучение и повторение орфографических и пунктуационных правил;Работа с текстом 9 классТест- одна из основных форм работы на уроке;Усиление работы по созданию самостоятельного текста. Этапы подготовки к ЕГЭ 10-11 классЗакрепление орфоэпии, орфографии, пунктуации, грамматики;Повторение синтаксиса;Работа над частью С Вспомогательные средства при подготовке к ЕГЭ Тетрадь по теорииОрфографияПунктуацияСинтаксисГрамматикаРабота над речьюОрфоэпический словарьСловарь литературоведческих и лингвистических терминовАргументы. Диагностика усвоения тем Работа над аргументами Уроки русского языкаработа с текстами КИМов, написание сочинений по данным текстам. Уроки литературыподбор аргументов из художественных произведений,обсуждение проблем, затронутых в изучаемых произведениях.МХК живопись, музыка,театр, скульптура, архитектура. Фрагмент урока при подготовке к ЕГЭ Тема « Обобщающее повторение орфоэпии, морфологии, орфографии».Задание 1.Расставить ударение в словах:Афера, баловать, банты, благовест, водопровод, грушевый, диалог, досуг, дремота, духовник.Задание 2.Образуйте от указанных существительных форму им. п., мн. ч.выбор-…директор-…договор-…офицер-…мастер-… Задание 3Распределите слова в два столбика:слова с чередующейся гласной в корне и слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.Коснись, косарь, зарница, зоревать, помирить, примерять, замирать, излагать, сложение, пировать, запирать, запер, горелый, погорельцы, в горах, водоросли, растение, росистый, пловец. Реализация домашних заданий 1. Прослушивание текста, в который включены орфограммы с чередующимися гласными в корне.2. Чтение словосочетаний с разными способами подчинительной связи. Работа над новой темой Приставки. Не изменяющиеся на письме Приставки на –з(-с) Приставкипре-, при- Приставки, зависящие от ударения(не-,ни-) Написание зависит от значения приставки.Словарные слова.Написание приставки зависит от лексического значения слова Работа с тестами В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква.Пр..зидент,пр..вилегия, пр..винтить;Пр..скакать,пр..щурить,пр..открыть;Пр..оритет, пр..скверный, пр..бывать (в Москве);Пр..твориться,пр..поднести,пр..лепить. Активизация работы учащихся через развитие творческих способностей детей Иллюстрации;Кроссворды;Сочинения (эссе, очерки, сказки и т. п.)Доклады;Презентации;Стихотворения;Читательские конференции. Изучение темы «Назывные предложения» Стихотворение ученицы 8 класса Титаевой Елены.Синее море,Запах воды, Третий час дня. Свобода и ты. Вон радуга, Малый ручей, Одинокий, прозрачный, Чистый, ничей Его красота сочится из мхов, Из зелёных ольховых лесов Ночь. Тихая, тихая, Блеск звёзд и луны Не просто картина, а триумф красоты. Отрывок из эссе «Родная земля» Родная земля… Проходя по улицам старой казачьей станицы, кое-где ещё видишь сохранившиеся казачьи мазанки, старые акации, домики в которых было два входа: с улицы и в глубине двора. А вот дом моей прабабушки. Черепичная крыша, оставшиеся по периметру акации, ещё не все срубленные новыми хозяевами. Мама мне рассказывала, что каждый казачий двор был согрет каким- то особенным теплом. К празднику Пасхи в доме всегда белили, стирали занавески, всё мыли. Потом пекли паски, пироги, ватрушки. Всё в огромных количествах. В казачьем дворе было много цветов, простых, но таких ярких и красивых. В огородах- малина, клубника, вишнёвые деревья, а посередине прабабушкиного огорода росло огромное абрикосовое дерево. Абрикосы своей желтизной напоминали солнышко. Дерево занимало много места, потому что оно было высокое, и на несколько метров в сторону раскидывало ветви. Крупные спелые абрикосы падали на землю, все их кушали вволю, бабушка делала много варенья, а они всё падали и падали. И вот чудо- никак не ассоциировалось это дерево с тем растением, которое даёт тень. Было такое чувство, что и оно, и всё пространство вокруг него залиты светом. Работа по картине З. Серебряковой «За обедом» Придумать начало, вообразить, что было до изображенного момента. Записать словосочетания, объяснить написание слов, любое словосочетание взять за начало текста из 4-5 предложений.Пробивается сквозь мглу;Не хочется мириться с поражением;Надо прислушаться. Кружок «Юный журналист» Газета «Калейдоскоп» Статьи из жизни школы, станицы Описание экскурсий по родной стране Творческие работы(стихотворения, рассказы, сказки) Очерки о замечательных людях станицы, города, края. Всё это способствует развитию творческих способностей членов кружка Номера газеты «Калейдоскоп» Влияние уроков по региональному компоненту на творчество учащихся Моё Ставрополье.Я живу в Ставропольском крае,Где прекрасные реки, леса,Где работают в поле люди, И ручьями полна земля.Здесь всегда голубое небо, И прекрасен любой рассвет, А закаты горят румянцем, Освещая заячий след.Здесь добром вас встретят люди,Ведь оно в каждом доме живет.И мы знаем, что в крае родимомЕсть радость, и счастье, и свет. Ученица 7 а класса Герасимович В. Требования к учителю, управляющему активной познавательной деятельностью на уроке. 1. Быть собранным, четко и ясно ставить задачи перед учащимися, соблюдать логику изложения материала. 2. Быть доброжелательным, не оскорблять учеников. Помнить, что если большинство учащихся чего-либо не знает или не понимает, то ошибку надо искать в способах организационной деятельности. З. Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием неясного вопроса. 4. Задания давать четко, кратко, с обязательным выяснением того, как ученики поняли требования. 5. Пристально следить за тем, как учащиеся слушают учителя. Потеря внимания — сигнал о том, что надо изменить темп, повторить изложенное. 6. Добиваться выполнения всех своих требований. 7. Темп поддерживать интенсивный, но посильный для большинства. 8. Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать их инициативу, одобрять их активность.