Обобщение опыта по физике Самостоятельная работа на уроках физики


Обобщение опыта работы учителя физики Хиймамовой Р.Д.Средняя школа №16 тема Самостоятельная работа на уроке физики как средство повышения качества обучения предмету. Выучить ребенка учиться, а потом уже поручить это делать самому. К.Д.Ушинский -Создание условий для обеспечения равного доступа к полноценному качественному образованию в соответствии с интересами и склонностями на уровне возможностей и формирования личности, обладающей социально-значимыми компетенциями, новым типом функциональной грамотности.-Обеспечить высокий общекультурный и интеллектуальный уровень развития личности, развивая возможности и способности , помогающие в самоопределении, самореализации ребенка. - Обеспечить психолого-педагогическую поддержку учащихся, способствующую их социализации. Условия возникновенияи становления опыта Социальнаяоветственность Направленность насаморазвитие Постановка ирешениепроблем Межличностноевзаимодействие исотрудничество Информационная медиаграмотность Креативностьилюбознательность Коммуникативныеумения Ответственностьиадаптивность Умения ХХI века Самостоятельность- способность человека без посторонней помощи ставить цели,мыслить, действовать, ориентироваться в ситуации.Социализация- способность учащихся самостоятельно решать возникшие проблемы. ( Словарь по психологии под редакцией Петровского А.В.) Проблема Как поднять преподавание физики на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям современного общества, повышение эффективности каждого урока, включение учащихся в активную деятельность Актуальность и перспектива опыта Самостоятельность- одно из ведущих качеств личности, которое определяется по формуле «сам задумал- сам сделал»;Самостоятельными не рождаются- это качество формируется; саморазвитие самовоспитание самоорганизация самооценка самореализация Ведущая педагогическая идея Развитие навыков самостоятельной работы у школьников- залог эффективности обучения, средство борьбы за глубокие и прочные знания. Цели и задачи Создание условий для повышения уровня самостоятельности учащихсяРазвитие у учащихся самостоятельности в познавательной деятельности, что способствует овладению знаниями, умениями, навыкамиФормирование мировоззренияНаучить самостоятельно применять имеющиеся знания в практической деятельности Теоретическая база Идея подготовки к активной самостоятельной учебной деятельности возникла давно «Чем знания просить- легче их добыть.»(пословица).К.Д.Ушинский «Если даже предположить, что ученик поймет мысль, объясненную ему учителем, то и в таком случае мысль эта никогда не уляжется в голове его так прочно и сознательно, никогда не сделается такою полною собственностью ученика, как тогда, когда он сам ее выработает...» Теория развития навыков самостоятельной работы –основа концепции развивающего обучения Л.С.Выготского и Н.А.МечинскойТеоретические положения о навыках развития самостоятельности лежат в основе активизации познавательной деятельности учащихся, которые освещаются в работах П.М.Эрдниева,П.Я.Гальперина, А.А.Окунева, Н.Н. Палтышева Принципы, способствующие формированию самостоятельности(Выготский Л.С., Гальперин П.Я.) Я -сам! Личная заинтересованность Определенныйуровеньсложности Зона ближайшегоразвития Ситуацияуспеха Пути реализации данных принципов на уроках физики Учить в любой задаче узнавать изученное ранееОбучение деятельности«Включение» ребят в разнообразную познавательную деятельностьПоручение учащимся выполнять разные роли в процессе учебной деятельности Классификация видов самостоятельной работы( Орехов В.П.) Новизна опыта Ответ на вопрос «Как организовать самостоятельную деятельность учащихся на уроке физики, используя не только традиционные, но и новые формы и методы способствующие развитию самостоятельности ребенка, которые призваны обеспечить эффективный результат обучения?» Технология опыта 1.Изучение теории по литературным источникам, знакомство с педагогическими технологиями2.Создание понятийного аппарата3.Систематизация методов и форм развития самостоятельости в урочной и внеурочной деятельности, применяемых мною на практике Самостоятельная работа учащихся по решению задач задачи качественные количественные Экспери-ментальные Графичес-кие оценочные Аналити-ческие словесные Твор-ческий эвристический типовой ученический Этапы формирования мастерства в решении задач Примерный алгоритм решениязадач Работа надусловием Краткая запись,рисунки,чертежи Анализ физических явлений,процессов Запись упрощающих предположений Анализ полученного результата Решение задачи вобщем виде Поиск необходимыхуравнений, связывающихфиз.величины Перевод данных в СИ(если необходимо) Работа с графиками Определение физических величин (чтение графика) Составление таблицы значенийПостроение графикаОбъясние физического смысла полученного графика по данному физическому явлениюВыяснение взаимосвязи физических величинИнтерпритация графической зависимости Самостоятельная работа с учебником физики и дополнительной литературой Извлечение наиболеезначимойинформациииз текста Составлениелогическойцепочки Структурные схемы Опорныеконспекты Заполнениеинформационныхтаблиц -Бортовой дневник-хронологические-характеристик Физических приборов, величин Раскрытиесмыслалогическойцепочки Гипотеза-Проблема-Доказательство-Вывод Умения извлекатьинформацию из наглядного материала Рассмотрите схему, график,чертеж с цельювыявленияприроды и особен-ностей процесса Составьтесобственнуюописьрисунков Сопоставьтерисунки стекстом Внеситеизменения Умения, связанные с решением задач Поиск условных обозначений,формул, необходимых прирешении задачи Поиск в тексте фрагментарешения задачи После самостоятельногорешения задачинайти в тексте правильный ответ Умения работать с таблицейФизических величин Объяснение физическогосмысла табличной величины Нахождение наибольшего инаименьшего значений Составление задачи сиспользованием таблиц Умение ориентироватьсяв тексте и справочномматериале По оглавлению рассказатьо тематической структуреучебника По предметно-именномууказателю найти материал Быстрая ориентация приповторении материала Применение ИКТ на уроках физики: использование мультимедийного методического обеспечения и обучающих программ Составление и защитапрезентаций Защита творческих проектов Групповой проект по теме : « Солнечная система» ( 8-б класс, 2008г.) Индивидуальный проектМодель фонтанаученицы 7-а классаСафаргалеевой Вероники Использование средств Microsoft Office -Написание докладов, сообщений -Написание и защита рефератов -Составление кроссвордов, ленточек, ребусов, шарад, рекламы -Написание физических сказок -Выпуск стенгазет - Помощь в оформлении кабинета физики Составление кроссвордов Использование Internet Поисковые машины и каталогиОбразовательные сайтыСловариE-mail, чаты, форумы, LiveJournalДистанционное обучениеУчастие в сетевых проектах Прогнозируемый результат Систематически проводимая самостоятельная работа способствует получению более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении готовых знанийОрганизация выполнения учащимися разнообразных по дидактическим целям самостоятельных работ способствует развитию познавательных и творческих способностейУскоряются темпы формирования умений и навыков практического характераВырабатываются устойчивые навыки самостоятельной деятельности На каком месте находится физика средидругих предметов? Что наиболее интересно на уроке физики? Какие виды самостоятельных работ применяются на уроках ? Решение задач(100%)Лабораторные работы(90%)Ответы на вопросы параграфа(90%)Конспектирование(85%)Моделирование приборов(45%)Составление презентаций(35%)Защита проектов(30%)Работа со схемами(25%)Составление ОК(20%) Какие трудности вы испытываете при изучении физики? Что вы предпринимаете, чтобы избежать этих трудностей? Используете ли вы дополнительную литературу попредмету? Адресная направленность Опыт рекомендован для использования учителями физики, а также учителями-предметниками других образовательных дисциплин.