Учительский проект по теме Формирование информационной компетенции младших школьников
Педагогический проект«Формирование информационной компетенции младших школьников» «Плохой учительпреподносит истину,хороший учит её находить» А.Дистервег Автор проекта: Дорожкина Н. А.,учитель начальных классов Тип проекта по деятельности учащихся – исследовательский,по форме организации – групповой,по содержанию – межпредметный,по продолжительности – 1 год.Проект рассчитан на детей 10-11 лет, 3-4 класс. Актуальность Мы все живем в информационном обществе. Становление информационного общества потребовало обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий. Особое значение в информационном обществе приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности.Выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в информационном обществе, должен иметь достаточный уровень компьютерной грамотности, уметь самостоятельно работать с информацией и приобретать знания, уметь, думать и обладать критическим и творческим мышлением Противоречия Между социальным заказом государства и общества, которые ставят перед школой задачу формирования человека, способного успешно адаптироваться в современном информационном обществе, и недостаточным уровнем использования ИКТ в начальной школе.Между традиционным обучением и потребностями общества в компетентных личностях .Между теоретическими основами школьного курса и его практической направленностью.Между необходимостью формирования у младших школьников информационной компетенции и недостаточной разработанностью условий и средств реального и целенаправленного достижения этой цели на начальной ступени школьного обучения. Гипотеза Социализация личности младшего школьника может проходить более успешно, если создать условия для успешного формирования и применения информационной компетенции, для самовыражения обучающихся через участие в проектах, творческой и исследовательской деятельности. Проблема Недостаточные условия для успешного формирования и применения информационной компетенции младших школьников. Цель проекта Создать условия для формирования новой формы образовательной деятельности, способствующей реализации и совершенствованию информационной компетенции учащихся. Задачи проекта Проанализировать педагогическую, методическую литературу и нормативные документы по проблеме исследования, изучить передовой педагогический опыт по теме исследования.Определить состав и структуру информационной компетенции младших школьников.Обеспечить переход от механического усвоения знаний к овладению навыками самостоятельного приобретения новых знаний, к практическому закреплению умений, приобщать ребёнка к современным методам работы с информацией. Способствовать развитию способностей ориентироваться в информации разного вида, элементах алгоритмической деятельности, образного и логического мышления;Способствовать овладению практическими способами работы с информацией: поиск, анализ, преобразование, передачи, хранение информации, её использование в учебной деятельности и повседневной жизни;Формировать начальную компьютерную грамотность и элементы информационной культуры. Определить содержание диагностических и методик и критерии оценки результатов работы. Теоретико-методологическая основа проекта положения компетентностного подхода в образовании (материалы Концепции модернизации Российского образования до 2010 года», «Стратегии модернизации содержания общего образования», работы И.Г.Агапова, М.Аргайла, В.А.Болотова, Э. Ф. Зеера, Ю.Меля, В.В.Серикова, С.Е.Шишова и др.);теория активизации учебной деятельности школьников (Т.И. Шамова, А.К. Маркова); педагогическая технология на основе информационно-коммуникационных средств, разработанную профессором Г.К. Селевко; данные психолого-педагогичеких и дидактических исследований (Я.А. Ваграменко, А.А. Кузнецова, Е.И. Машбиц, Е.С. Полат, И.В. Роберт, В.В. Рубцова, О.К. Тихомирова ) и их методики обучения на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), психологическая теория мотивации (А.А.Реан, Н.А. Бордовская), психологическая теория деятельности (А.Н.Леонтьев), психологическая теория учебной деятельности (А.К.Маркова), а также идеи, сформулированные в частных методиках. Этапы работы над проектом №п/п Этапы Функции Содержание работы 1 Подготовитель-ный Проектировочная Определение цели, задач; выдвижение гипотезы, разработка плана их реализации. Диагностическая Мониторинг сформированности информационных компетен-ций у учащихся. Организационная Мотивация и подготовка к деятельности классного коллектива. Этапы работы над проектом № п/п Этап Функции Содержание работы 2. Внедренческий Исполни-тельская Организация деятельности в соответствии с планом, отработка методов и фиксация результатов. Коррекцион-ная Внесение изменений в ход и содержание работы Контролиру-ющая Проверка, оценка и анализ результатов Этапы работы над проектом №п/п Этап Функции Содержание работы 3. Аналити-ческий Аналити-ческая Сопоставление исходных данных с полученным результатом, обобщение и выводы 4 Презента-ционный Продук-тивная Распространение опыта(публикации, конференции, мастер-классы, фестиваль, семинар, презентации). Ожидаемые результаты Начальное освоение учащимися современных информационных технологий Овладение младшими школьниками основными информационными и коммуникативными компетенциями, обеспечивающими возможности непрерывного школьного образования.Безболезненная адаптация учащихся при переходе из начальной в основную школу.Успешная социализация младших школьников за счёт участия в творческих проектах, исследовательской деятельности, реализуемой в условиях социокультурной среды.Недопущение нарушения физического и психического здоровья обучающихся. План реализации Практические занятия Дидактическиематериалы Участие в творческих и Интернет конкурсах Исследовательская и проектная деятельность Доклад на тему «Проектная деятельность в начальной школе» Совместная деятельность с родителями Урочная деятельность с применением ИКТ Деятельность учащихся Поиск и сборинформации Обработка информации задания на поиск информации (в справочной литературе, сети Интернет, путём опросов, работы с литературными первоисточниками);задачи с избыткоминформации,задачи с недостатком информации (определить, каких именно данных не хватает и откуда их можно получить). Упорядочение информации,Составление плана к тексту, Подготовка вопросов к тексту, Составление диаграмм, таблиц,Задания по обобщению материалов состоявщихся дискуссий,обсуждений, Подготовка докладов,сообщений,Подготовка плакатов,презентаций,Подготовка стендов,стенгазет,объявлений,пригласительных билетов, Передача информации Выводы по теме проекта Ролевые позиции учителя проектировщик; консультант;координатор;мастер. -проектирую основные этапыдеятельности учащихся до ее выполнения;-побуждаю к самостоятельномупоиску задач и их решений,-помогаю отследить движениепоиска, связывая илипротивопоставляя отдельныевысказывания,помогаю приобрестинедостающий теоретический илипрактический опыт. Методы и приёмы (кроме традиционных) проведения уроков с использованием информационных технологий Использования творческих заданий на уроках с применением средств Microsoft Office, PowerPoint (создание рекламных роликов, презентаций ) Метод проектов в сочетании с технологией ИКТ Использование обучающе-контролирующих программ (ролевые и деловые игры,моделирование; образовательные игры,электронное пособие “Семейный наставник”, "Мир информатики" ;обучающие игры ) Дистанционное образование Организация компьютерного практикума (деловые игры, составление кроссвордов, тестовые задания, работа с наглядными пособиями, ученик в роли учителя, мозговой штурм;) Представление информациив различной форме: текст, аудио, видео, анимация Исследовательский метод Этап постановки учебной задачи Построение проекта выхода из затруднения Индивидуальная (самостоятельная)работа Представление наглядного материала (презентация, работа с интерактивной доской) -Тестирование на ПК-разноуровневые задания на ПК -знакомство с новым материалом на ПК;разноуровневые заданина ПК Организация виртуальных экскурсий Аспекты использования современных информационных технологий в начальной школе: первый аспект – компьютер как объект изучения (это характерно, прежде всего, для курса “Технология»второй аспект – компьютер как средство обучения, т.е. своеобразный учитель” (тренажеры, тесты, электронные учебники, мультимедийные энциклопедии и т.п.);третий аспект – компьютер как инструмент, позволяющий моделировать учебную задачу, исследовать ту, или иную предметную область и сделать тем самым обучение процессом более творческим. подготовка исходных материалов средствами текстового и графического редакторов; (создаются сценарии мероприятий, рефераты и др.)создание графических изображений; (диаграммы), сканирование;участие в конкурсе компьютерных рисунков;оформление результатов работ на компьютере;подготовка тезисов и творческих работ в электронном виде;поисковая, исследовательская, конкурсная работа в Интернет-пространстве;отправка работ средствами Интернет и электронной почты;выпуск печатной продукции; организация тематических вечеров эстетической направленностиорганизация конкурсов и творческих работа) фестиваль компьютерного творчества;б) классные конкурсы по Word; в) классные конкурсы по Power Point организация выставок, презентаций (тематических, авторских (фотовыставки)),проведение классных часов, бесед, викторин; создание портфолио учащихсяпросмотр видеофильмов;использование аудиозаписей и мультимедийной продукциитренинги, Направления работы Творческие работы учащихся «Я и моя семья», «Я и моя школа», «Мама, милая мама», «Мой любимый мультипликационный герой»,Портрет любимой мамочки (графический рисунок),«Мой край родной»,«Семейные праздники»,«Для чего нам нужен компьютер»,«Семейные обязанности» Компьютер и мое здоровье. Диагностика эффективности проекта Анкетирование родителей и учащихся Тестирование учащихся Диагностическиеметодики Групповая и индивидуальнаясамооценка Экспертная оценка коллег Оценка сформированности информационной компетенции (тест «Сбор информации») Показатели:Способность к обнаружению учебной задачи.Способность к выбору.Планирование.Обобщение.Речевые умения.Самоконтроль и рефлексия. Результаты диагностики Использование различных технических устройств от телефона, до персонального компьютера и компьютерных сетей. Начало года- 32 % Конец года-70 %Умение извлекать информацию, как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций. Начало года- 40 % Конец года- 60 % Умение представлять информацию в понятном виде и правильно ее использовать с максимальным эффектом. Начало года- 28 % Конец года- 56 % Знание различных методов обработки информации. Начало года- 24 % Конец года- 52 %Умение работать с разными видами информации: аудио и видеоинформация, символьная информация, графическая информация. Начало года- 20 % Конец года- 64 % Результат Ученик Осознание сочетания предметной и информационной подготовки - 76% Умение свободно работать с информацией-52% Создание собственного интеллектуаль-ного продукта – 44% Умение провести рефлексию, самоанализ и коллективный анализ – 40% Перспективы развития проекта Разработка авторской программы дополнительного образования «Информатика в играх и задачах».Дополнение системы дидактических материалов.Дальнейшая систематическая непрерывная работа с использованием проектных технологий по воспитанию информационной культуры.Совершенствование технологии формирования информационной компетенции в образовательном процессе.Расширение состава диагностических методик для определения уровня сформированности информационной компетенции школьников.Поиск дополнительных критериев оценки полученных результатов. Результативность проектаИспользование информационно-коммуникативных технологий позволило: Обеспечить положительную мотивацию обучения; Проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация); Обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию); Повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза; Усовершенствовать контроль знаний; Рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока; Формировать навыки подлинно исследовательской деятельности; Обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. Открытое мероприятие «Будь природе другом! » Наше творчество. Участие в городском конкурсе графических рисунков Наши достижения. Новизна Новизна проекта заключается в организации скоординированной совместной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время с использованием информационных, телекоммуникационных, мультимедиа технологий, в результате которой обучающиеся приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации, наблюдение, анализ и т.д.), системное мышление. Практическая значимость проекта Индивидуализирован учебный процесс за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения. Использование компьютера позволило каждому учащемуся работать самостоятельно, с учетом уровневой дифференциации. Уровень обученности слабых при этом поднялся, не оказались запущенными и сильные ученики.Созданы условия для развития самостоятельности учащихся. Ученик решает те или иные задачи самостоятельно (не копируя решения с доски или у товарища), при этом повышается его интерес к предмету, уверенность в том, что он может усвоить предмет.Повысилось качество наглядности в учебном процессе. Снизилась трудоемкость процесса контроля и консультирования.Удалось снять у учеников нервную нагрузку, сопутствующую контрольным работам, исчезает карающая роль оценки – ее всегда можно попытаться исправить, если все повторить.Повысилась информативность урока, эффективность обучения.Наблюдается позитивная динамика изменения уровня мотивации учащихся к предметам.Вовлечение учащихся в интеллектуальные интернет — игры и конкурсы. Распространение результатов Проведение практического занятия «Использование ИКТ в начальной школе».Участие в школьном семинаре «Инновационные формы проведения уроков с использованием ИКТ».Выступление на педагогическом совете «Современный учитель: каким ему быть?»Выступление на школьном МО «Проектная деятельность в начальной школе».Участие в неделях педагогического мастерства.Участие в форумах в сети Интернет.Представление детских презентаций родителям.Обобщение опыта на городском уровне « Интеллектуальное развитие младших школьников». Презентация на ШМО. Вывод по проекту В качестве показателей сформированности информационной компетенции выступают знания, умения, эмоционально-ценностные отношения, применение полученных знаний в социальной среде. Результаты диагностики подтвердили существенные позитивные изменения уровня сформированности информационной компетенции:произошло изменение и расширение объектов компетенции,увеличилось количество и качество освоенных учеником элементов компетенции.Этого удалось добиться через реализацию системы практических заданий,проектной, творческой и исследовательской деятельности и это подтверждает верность гипотезы Информационные ресурсы Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., Интор, 1996. - 542 с.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности // Начальная школа, № 7, 1999.Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. - М.: Просвещение, 1994.Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. - Томск: Пеленг, 1997.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии М. Народное образование, 1998 г.Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М. НИИ школьных технологий 2005 г.Семенов И.Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности. - М.: МОДЭК, 2000.Смирнова Н.К. "Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе"Угринович Н. Информатика и информационные технологии М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций». // Интернет- журнал «Эйдос»Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр "Педагогический поиск", 2001 - 384с.Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М., 1971.Якимская И.С. Развивающее обучении. - Москва: Педагогика, 1979.Материалы ресурса Интернет. Спасибо за внимание