Методическая разработка «Приёмы творческой работы с младшими школьниками при обучении решению задач»


Методическая разработка «Приёмы творческой работы с младшими школьниками при обучении решению задач» Выполнила: учитель начальных классов МОУ СОШ №1 г. Катав - Ивановска Шибаева Ирина Александровна Актуальность С дифференциацией процесса обучения, введением профильных образовательных систем актуальной становится проблема разработки соответствующих программ обучения. Существующие традиционные программы и учебники по математике для начальной школы перестали удовлетворять потребностям не только специализированной начальной школы, но и обычной системы начального образования. Содержание этих программ во многом устарело, оно не учитывает тех, безусловно, интересных эффективных наработок в области педагогики, психологии и частных методик, которые уже вошли в практику многих учителей. В связи с этим представляется необходимой разработка усовершенствованных вариантов традиционных программ по математике с учетом этих наработок. Вопросами теории и технологии проблемного обучения занимались А.В. Брумменский, А.М. Матюшкин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, В. Оконь, Т.В. Кудрявцев и другие.Творческое мышление возможно формировать на уроках математики в начальной школе. Для этого нужно разнообразить работу над задачей, то есть учитель должен сам творчески подойти к организации работы в классе и приёмам работы над задачей на уроках математики. Объект исследования Процесс обучения математике младших школьников. Предмет исследования Процесс обучения решению арифметических задач через использование приёмов творческой работы Цель исследования Изучить и апробировать приёмы творческой работы с младшими школьниками при обучению решению задач Задачи проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;проанализировать виды арифметических задач, решаемых в начальной школе на предмет использования приёмов творческой работы;выявить, способствует ли разнообразие творческих приёмов работы над задачей по математике формированию умения решать задачи младшими школьниками;математике развитию творческого мышления школьников;систематизировать приёмы работы над задачей;провести анализ результатов опытно- эспериментальной работы. Гипотеза Предположение о том, что использование творческих приёмов при обучении решению задачи младших школьников способствует повышению уровня сформированности умения решать задачи. Методы Теоретический анализ психолого-педагогической литературы, эксперимент (констатирующий, формирующий), статистическо- математический метод обработки результатов. Практическое значение Возможность использования материалов работы в практической деятельности учителя начальной школы. Основополагающие теоретические положения Творчеством и духовностью пропитана вся атмосфера школьной жизни. «Творчество – деятельность людей, направленная на созидание нового, никогда ранее не бывшего; способность человека из известного, имеющегося в действительности материала создавать в процессе труда новую реальность, отвечающую многообразным общественным потребностям». (Современная философия, Ростов-на-Дону,1996) Определение, которое нам даёт словарь, в полной мере отражает сущность этого явления Общие принципы организации занятий отсутствие заданного образца;эмоциональные переживания по поводу художественного образа, создаваемого в процессе совместной деятельности;развитие межличностных отношений в процессе совместной деятельности.отсутствие заданного образца. Основные виды простых задач Задачи, направленные на раскрытие смысла арифметических действий.Задачи на нахождение уменьшаемого по данным вычитаемому и разности:Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого по данному уменьшаемому и разностиЗадачи на нахождение неизвестного множителя по данным произведению и другому множителю.Задачи на нахождение неизвестного делимого или делителя Приемы умственной деятельности при решении задачи а) анализ предложенной задачи, вычленение известного и неизвестного; б) установление связи между данными и искомым; в) составление плана решения; г) перевод зависимости между данными и искомым, выраженной в задаче словесно, на язык математических выражений, равенств, уравнений; д) выполнение соответствующих действий и получение ответа на вопрос задачи; е) проверка решения. Этапы исследования и их результаты 1. Изучение уровня сформированности умения решать задачи 2. Организация творческой работы с младшими школьниками при обучении решать задачи Исследование школьниками решенных арифметических задач Использование схематического чертежа в моделированиипростых текстовых задач Виды моделирования. Графическое моделирование как основное средство «Актуально сознается только то содержание, которое является предметом целенаправленной активности субъекта» А.Н. Леонтьев Структура задачи 1. Предметную область: объекты, о которых идет речь в задаче.2. Отношения, которые связывают объекты предметной области. 3. Требование задачи. Краткая запись Предметное моделирование Графическое моделирование Таблица сравнения Обучение решению задач на движение с помощьюсхематического моделирования 16км/ч Показать (2) Велосипедист и всадник движутся навстречу друг другу. Скорость велосипедиста 20км/ч, а скорость всадника 16 км/ч. Как и с какой скоростью изменяется расстояние между ними? 20 км/ч Общая скорость сближения Два катера плывут в противоположных направлениях со скоростями 25 км/ч и 32 км/ч. Как и с какой скоростью изменяется расстояние между ними? Показать (2) 25 км/ч 32 км/ч I II Общая скорость удаления Матрица четвёрки задач Приложение 1. Урок «Решение текстовых задач» (2 класс 1-4) 2. Урок «Единицы времени» (4 класс) 3. Задачи повышенной трудности для детей 3-4 классов 4. Рисунки Заключение Проведя и проанализировав наши исследования, мы выявили, что приёмы творческой работы с задачей позволяют не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Они помогают учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. В ходе проделанной нами работы, мы сделали вывод, что задача может быть использована как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся. Разнообразие приёмов работы над задачей особенно необходимо в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря им удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. После серии уроков с использованием различных приёмов работы над задачей, мы провели тестирование. Обработанные результаты позволили сделать вывод о повышении уровня творческого мышления на уровне значимости