Роль проектной деятельности по созданию книжек-малышек для учащихся с ОВЗ, умственной отсталостью на развитие социальной эмпатии учащихся 1 а класса


Непонимание учащимися начальной школы сложностей, с которыми сталкиваются дети с ОВЗ, с умственной отсталостью, низкий уровень развития социальной эмпатии у учащихся 1 классов. Необходимо убедиться в том, что проектная деятельность, предполагающая создание продукта, полезного для детей с ОВЗ, детей с умственной отсталостью, силами младших школьников будет способствовать развитию их нравственных качеств, социальной эмпатии В настоящее время актуальной проблемой инклюзивного образования , стоящей перед организацией комплексной помощи детям-инвалидам,является создание «безбарьерной « образовательной среды. Актуальность: Роль проектной деятельности по созданию книжек-малышек для учащихся с ОВЗ, умственной отсталостью на развитие социальной эмпатии учащихся 1 а класса, на формирование личности ребёнка-инвалида, умеющего чувствовать себя полноценным членом коллективаКлассный руководитель: Медведева Н. ВПроектТема Проект по созданию «Книжки - малышки» - одна из эффективных форм привлечения к активному сотрудничеству социальных партнеров (технология сотрудничества) Развитие социальной эмпатии учащихся 1 а классаОбъект: Рольпроектной деятельности по созданию книжек-малышек для детей c ОВЗ,умственной отсталостью на развитие социальной эмпатии учащихся 1 классовПредмет: Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. Низкий уровень умения сопереживать, сочувствовать, радоваться чужим успехам, передавать словами свои ощущения, отсутствие навыков выражения чувств у первоклассниковСложности доступности образовательной среды для ребёнка-инвалидаПроблема Создание книжки-раскладушки с тактильными изображениями учащимися МБОУ «СОШ №2 им. А.И. Исаевой» г. Нефтеюганска как результата их проектной деятельности и доказательство положительной динамики развития социальной эмпатии участников проектаЦель проекта Овладение детьми с ограниченными возможностями здоровья,(обучающимися с умеренной умственной отсталостью) умением вступать в контакт, поддерживать и завершать диалог с одноклассниками, используя традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения Овладение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач Если учащиеся МБОУ «СОШ №2 им. А. И, Исаевой» создадут книжки-раскладушки с тактильными изображениями в подарок детям с ОВЗ ,умственной отсталостью, то это будет способствовать развитию их социальной эмпатии, ребёнок-инвалид будет чувствовать себя полноценным членом коллективаГипотеза Изучить литературу по развитию социальной эмпатии у младших школьников Подобрать методы исследования социальной эмпатии Проведение исследования (наблюдение, анкетирование, опрос)Обобщение результатов и презентация на педагогическом советеОбеспечить создание комфортных условий.Разработать задания, вызывающие интерес у учащихся.Изучить приемы помогающие сконцентрировать внимание учащихся на уроках.Задачи Впервые в рамках педагогического исследования было доказано, что включение младших школьников в проектную деятельность по созданию книжки –раскладушки для детей с ОВЗ, умственной отсталостью , привело к изменению их отношения к ним, появлению чувства сопереживания, готовности помогать таким детям, дружить с ними. Впервые дети делали для других детей добро и не разочаровались в нем.Новизна Развитие социальной эмпатии младших школьников Укрепление коллективаУлучшение психологического климата в школеРезультаты исследования можно использовать при реализации плана воспитательной работы в школе проведения других исследованийПрактическая значимость СPОКИ PЕАЛИЗАЦИИ ПPОЕКТАПроект краткосрочный – на 1 год ( 2015-2016 учебный год)СPОКИ PЕАЛИЗАЦИИ ПPОЕКТАВ работе участвуют учащиеся 1 а класса (исполнители проекта), ученик «категория ребёнок –инвалид», учитель (руководитель), родители (помощники), социальные службы города :МБУК «ГОРОДСКАЯ БИБЛИОТЕКА, МБУК НГ МАУК « Историко- художественный музейный комплекс» Художественная галерея «Метаморфоза», Научно- развлекательного Центра «ИННОСТУДИЯ» Ученики выполняют проект индивидуально Подготовительный этапПосещение МБУК «ГОРОДСКАЯ БИБЛИОТЕКА»совместно с ребёнком-инвалидом Чтение литературы (сентябрь – май) – чтение русских народных, зарубежных и авторских сказок, произведений современных писателей и поэтов, стихов, загадок, пословиц, поговорок Основной этап работы над проектом (январь- апрель)Дети посетили библиотеку (совместно с ребёнком-инвалидом), познакомились со строением книги: суперобложка, обложка, книжный блок, форзац, корешок книги, титульный лист, иллюстрации Сбор информацииPассмотрели что такое книжка – малышка, какие бывают (внешний вид, тематика, возрастные особенности, ее предназначение, из какого материала изготовлена Книжки-малышкиOпределили отличие книжки – малышки от других книжек (учебной литературы, подарочных экземпляров, книг для взрослых, познавательной литературы)Книжки-раскладушкиKаждый ребенок определился с темой своей книжки, начал отбирать текстовый и иллюстративный материал (стихи о весне, русские народные сказки, авторские рассказы) Изучили технологический инструктаж на уроке технологии , сделали макет "Книжки- малышки".Предупредили возможные ошибки в оформлении работы и записи текстов (книжка должна иметь законченный вид, скреплена, с указанием автора произведений, автора – создателя книги, необходимыми иллюстрациями) Провели исследование в оформлении детских книжек – малышек Способность эмоционально реагировать и откликаться на переживания детей с ОВЗ у учащихся 1 класса повысилась на 15-20% к началу II четверти 2015-16 учебного года, на 40% к концу учебного годаСоздание книжек-раскладушекПакет диагностических методикРезультаты проекта Результаты проектаРебёнок-инвалид с удовольствием участвует в проектах. Он чувствует себя в этом мире не одиноким, а что-то знающим и умеющим. Ему есть с кем поделиться радостью или тревогой, проявить о ком-то заботу. Бывая со своими творческими работами среди сверстников, с удовлетворением замечает, что его работа не хуже других. И тогда в глазах появяется блеск, а на лице – улыбка. И я думаю, что вместе мы сможем многоеВ разговорах с родителями чувствуется пусть и робкая, но надежда: не все так безнадежно! И тихая затаенная радость за успех своего ребенка. Так естественно происходит социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в среде сверстников. У нас много планов на будущее Девять акций для ребёнка-инвалидаКнижка-малышка для тебя Подари день рождение Миллион рукопожатийПодари школе красоту Понять и простить Будь вежливПомоги самым слабымВсем миромСкажите друг другу здравствуйте. Для детей 1 а класса и ребёнка-инвалида, появился новый круг общения, расширены возможности самореализации, проявления общественной активности, раскрытия творческих способностей, повышения собственной самооценки, авторитета в глазах сверстников. Общение с Ямзиным Антоном Анализ ресурсовРесурсСодержаниеИнформационныйСайты интернета, специальная литература, публикацииВременнойПервое полугодие 2015-2016 учебный годКадровыйПедагог, психолог, работники центральной детской библиотекиМатериально-техническийМультимедиа, аудиовизуальные средства, наглядность Изучили технологический инструктаж на уроке технологии , сделали макет "Книжки- малышки" Работая в группах по 4-6 человек по созданию книжки- малышки , дети взаимодействуют, совместно решают общую задачу. На каждом занятии ребенок пробует различную роль, учится строить взаимоотношения, сотрудничать в микрогруппе. Занятия построены так, чтобы дети могли сами приходить к каким-то выводам и заключениям В небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу по созданию обложки книжки-раскладушки В игровой деятельности дети под контролем учителя узнают правила социально желательного поведения. Ученики пытаются действовать так, как это бывает в реальной жизни. Если ребенок проговорил «Антон, ты мой одноклассник» в группе, ему уже будет легче общаться с Антоном наедине Использую в рамках заданной темы для стимуляции речевой активности детей. Ученики высказывают пожелания Антону Совместная работа по созданию альбома, книжек-раскладушек Совместная проектная работа Поздравление с праздниками Материалы для создания альбома Отзывы детей о проектной деятельности по созданию книжек-раскладушек, книжек-панорамок Я научился работать в группе. Больше всего мне нравится , когда работа подходит к концу. Когда всё уже готово…Работа над проектом меня научила быть внимательнее к Антону, самостоятельной… Проектную работу мне помогали делать родители ,учитель и мои одноклассники…Мы работали активно…Сделали полезные книжки для Антона Отзывы родителей Я- бабушка и у меня много времени . Я вижу класс, дети стали активными, а самое главное -самостоятельными… Мой сын всё время говорит мне о том, что нужно работать , действовать и добиваться цели, помогать другим Ребёнок стал увереннее, стал самостоятельным, помогая другому, сопереживая… Волонтёры- помощники Взаимодействие с социальными службами города Наша проектная деятельность по созданию альбома, книжек-раскладушек, книжек-панорамок для детей ОВЗ, умственной отсталостью на развитие социальной эмпатии учащихся 1 а класса, оправдала наши ожидания. Принимая участие в исследовательском проекте, дети четче, яснее поняли, что нужно сопереживать другому