Использование технологии ТРИЗ- в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста


Использование технологии ТРИЗ- в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста Петухова Елена ВладимировнаВоспитатель МБДУ «Светлячок»с. ВоинкаСтаж работы 25 летОбразование-высшееКатегория- высшаяМое кредо: «Нет, не легко сейчас растить детей. От равнодушья уберечь их души. Дляэтого должны мы быть вдвойне отзывчивей,добрее, чище, лучше.» Методика ТРИЗ была придумана и разработана приблизительно 50 лет назад Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Изначально она создавалась для помощи в нахождении решений для технических задач и способствовало развитию мышления, гибкости, системности, логическому построению и оригинальности. Главная задача данной методики – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения. Дошкольное детство – это особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики ( когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование мышление. приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение. Цели ТРИЗ. научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения. Использование ТРИЗ-технологии способствует- гибкости мышления, умения анализировать и делать выводы, умозаключения;- преодолевают стереотипность мышления;- развитию творческого воображения, фантазии;- воспитанию эмпатийного отношения к окружающему миру, доброты, отзывчивости;- развитию познавательной активности;- раскрепощению детей на занятиях;- развитию и воспитанию коммуникативных умений и навыков;- делают занятия интересными и увлекательными. задачи триз - технологииэто привить ребенку радость творческих открытий, а с этой задачей может справиться только воспитатель творец. Для этого важно самому воспитателю как бы видеть мир «глазами ребенка». Правила построения занятийМинимум сообщения информации, максимум рассуждений.Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций - мозговой штурм.Системный подход (все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).Включение в процесс познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия (анализаторов, причинно-следственных выводов и заключений, сделанных самостоятельно, предметно-схематичной наглядности и т.д.)Обязательна активизация творческого воображения. Алгоритм решения изобретательских задачОсновным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления. На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать методы и приемы триз:- «Метод аналогий»- «Метод каталога» (МК) или «Синектика»- «Метод маленьких человечков» (ММЧ)- «Мозговой штурм» « Метод эмпатии» « Метод системного оператора»Учить самостоятельно составлять сказки, рассказы, используя приемы фантазирования.Закреплять умение решать сказочные и жизненные задачи Методи и приемы триз: Игра: «Хорошо – плохо» Игра «Черное-белое»Игра «Наоборот»Игра «Да-Нетки» или «Угадай, что я загадала» Например: воспитатель загадывает слово "Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное. Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: "Шорты”, "Машина”, "Роза”, "Гриб”, "Береза”, "Вода”, "Радуга” и т.д. Упражнения в нахождении вещественно – полевых ресурсов помогают детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества Метод фокальных объектов (МФО)Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Например, мяч. Какой он? Смеющийся, летающий, вкусный; рассказывающий на ночь сказки . . . Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки "забавные животные”, "пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию. Например "Левообезьян”. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева . . Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсовПример "Помоги Золушке” Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто? Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем – нибудь тяжелым прижимать. Метод "Системный анализ (Оператор)”Метод "Системный анализ (оператор) ” помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому под системному и над системному элементу. Например: Система "Лягушонок”, Подсистема (часть системы) – лапки, глаза, кровеносная система, Надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – водоем. Воспитатель задает вопросы: "Что было бы, если бы все лягушки исчезли?”, "Для чего они нужны?”, "Какую пользу они приносят?” (Дети предлагают варианты своих ответов, суждений). В результате приходят к выводу, что все в мире устроено системно и если нарушить одно звено этой цепочки, то непременно нарушится другое звено (другая система) Системный анализ (оператор):путешествие снежинки системный анализ (оператор): Расскажу о медведе Метод фокальных объектов: Нарисуй необычное животное Метод эмпатий (синектика)Метод эмпатий (синектика) Личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Метод эмпатии: как-то встретились зайка с мишкой. метод синектики Посмотрим на картину через подзорную трубу… Круг луллия Расскажу про белочку Результативность применения технологии триз: Дети могут свободно вести беседы на интересующую тему, анализировать произошедшие события, делать выводы и умозаключения. У ребят появилось чувство уверенности в своих знаниях и умениях. Заметно развиваются  навыки самостоятельной творческой деятельности. Ребята могут самостоятельно составлять новые сказки, рассказы, придумывать фантастические истории. Способны самостоятельно разрешать противоречия (иногда с помощью взрослого), свободно оперируя приемами разрешения противоречий, находить выход из сложившейся ситуации. Сформировалось системное видение мира, дети могут свободно оперировать сенсорными  эталонами (соответственно возрасту). Речь ребят разнообразна, богата эпитетами и образными сравнениями Спасибо за внимание