Игровые технологии как средство обучения диалогической речи младших школьников с нарушениями слуха на занятиях по РСВ и формированию произношения.


Игровые технологии как коррекционно – развивающие средство обучения диалогической речи младших школьников с нарушениями слуха на уроках РСВ и формирования произношения. Диалогическая речь для учащихся первого класса является как бы фундаментом на основе которого, в дальнейшем будет строиться развитие других форм речи. Педагогическая технология- это системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. (М.В. Кларин).Технология (от древнегреческого)- искусство, мастерство, умение.
Функции игры:- психологическая: снимает напряжение, способствует эмоциональной разрядке;-психотерапевтическая: помогает ребёнку изменить отношение к себе и к другим, изменяет способы общения, психическое самочувствие;-технологическая: позволяет частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазий, преображающих реальную действительность. Игровые технологии – единство развивающих возможностей для формирования личности обучающихся , осуществляется средствами разумной организации разносторонней   игровой деятельности, доступной каждому  ребенку, с учетом психофизических возможностей. Требования к подбору игр для детей с нарушениями слуха Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;Учет структуры дефекта;Подбор игрового материала с постепенным усложнением;Связь содержания игры с системой знаний ребенка;Соответствие коррекционной цели занятия;Учет принципа смены видов деятельности;Использование ярких, озвученных игрушек и пособий. Развитие диалогической речи в играх имеет две зоны:Актуального развитияБлижайшего развития {08FB837D-C827-4EFA-A057-4D05807E0F7C}Дидактические игры, связанные с угадываниемДидактические игры, связанные с вопросами и ответамиДидактические игры на составление диалога по заданной ситуацииДидактические игры на заданную темуДидактические игры с использованием игрушек«Отгадай, что я спрятала?», Отгадай, что купила мама?»,Отгадай, что делает папа?», «Какую аппликацию делали дети?», «Что слепил Вова?», «У кого фрукты?», «Кто в классе?», «Где гуляли дети?», «Какой гриб нашла Маша?», «Что мы видали в осеннем лесу?», «Что надел Миша?»«Кто там?», «Что там?», «Кто это?», «Чья игрушка?», «У кого?» «Кого я люблю?», Кого любит мама?», «Школа», «Осенний парк», «Лесная столовая», «Погода», «После уроков», «Выходной день», «В школе», «В лесу», «День рождения», «Кормушка», «Первый снег», «Скоро Новый год», «Прятки», «Зимой во дворе», Магазин»,«Снеговик», «Улица», «Школьный день», «В парке».Картинки: «На рыбалке», «Мамины помощники», «На уроке рисования», «Ребята нашли ёжика», «Аппликация «Осень в лесу», «После уроков», «Вова сломал машинку», «Завтрак», «Испугался», «Ребята делают кормушку», «В магазине», «Вова заболел», «Дежурный по столовой», « Нина не вымыла руки».«Моя семья». «Осень», «Что изменилось?», «Четвёртый лишний», «Кто убежал?», «Посуда», «Разложи верно», «Сложи картинку».«Кто голос подаёт?», «Кого я люблю?», Кто чем работает?», «Мальчик и девочка», «Птичий двор», «Скотный двор» и др. {08FB837D-C827-4EFA-A057-4D05807E0F7C}Использование дидактических игр Параметры эффективностиПроявление интереса к диалогуСтремление участвовать в диалогеСловесное сопровождение игровых действий (ведение диалога)Регулярное Стойкий интересСам включается в диалогИспользует самостоятельную речь, соответствующие табличкиПериодическое ИзбирательныйПредпочитает участвовать в диалоге по мере необходимостиИспользует табличкиРедкое Отсутствие интересаСтремление к диалогу отсутствуетНе использует даже жесты {08FB837D-C827-4EFA-A057-4D05807E0F7C}Низкий уровеньСредний уровеньВысокий уровеньИнтерес к игре не проявляет.Стремление вести диалог отсутствует.С ошибками использует таблички.Интерес к игре и диалогу избирательный.Предпочитает участвовать в диалоге по мере необходимости.Правильно использует таблички(иногда допускает ошибки).Стойкий интерес к игре и диалогу.Сам включается в диалог.Использует самостоятельную речь, соответствующие таблички. {08FB837D-C827-4EFA-A057-4D05807E0F7C}ПараметрыФамилия, имяСергеева АлисаСмирнова МашаКрулёв КоляЦарегородцеваАлисаПроявление интереса к диалогу3212Стремление участвовать в диалоге2211Словесное сопровождение игровых действий (ведение диалога)2211Итоговый балл7634Конец сентября 2014года {08FB837D-C827-4EFA-A057-4D05807E0F7C}ПараметрыФамилия, имяСергеева АлисаСмирнова МашаКрулёв КоляЦарегородцеваАлисаПроявление интереса к диалогу3323Стремление участвовать в диалоге3312Словесное сопровождение игровых действий (ведение диалога)3322Итоговый балл9947 Конец мая 2015года Сравнительный анализ обучаемости диалогу учеников 1 «а» класса ВыводИгровой метод имеет право на существование и дальнейшее развитие, так как оказывается эффективным для решения некоторых проблем формирования диалогической речи. Однако он не является целостной системой обучения речи.Игра будет иметь коррекционную направленность в том случае, если её использование будет соответствовать специфическим образовательным потребностям и занимать определённое место в комплексном коррекционно – развивающем воздействии.