Презентация. Развитие интеллекта младших школьников на уроках русского языка.


Пушмина Татьяна ФедоровнаУчитель начальных классов МОУ «Железногорская сош №3» 1.Чётко представлять, что он должен развивать в пределах каждого конкретного школьного курса, при изучении той или иной темы.2.Знать у кого развивать.Для этого необходимо знать возрастные и индивидуальные особенности ребёнка.3.Знать, как, т.е. какими средствами можно развивать то или иное качество.4.Не просто развивать познавательные процессы, а включать упражнения по развитию в цель любой работы на уроке.5.Осуществлять контроль не только ЗУН, но и уровня развития познавательных процессов. (Идёт сравнение не с другими детьми, а с самим собой). В области восприятия переход от непроизвольного к более осмысленному целенаправленному наблюдению.Качественный характер приобретают процессы, связанные с развитием памяти.Существенное развитие получает слуховая память, зрительная память. 1 вариант нос лак лён Задание: Определите какую букву будем писать, если она обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук. В каком слове она находится? 2 вариант лампа ветка красивый Задание: Найти букву, которая находится в корне существительного и обозначает гласный звук, показатель мягкости. Таким образом минутка чистописания становится универсальной структурной частью урока. Во время её проведения, наряду с совершенствованием графического навыка, осуществляются нетрадиционные виды фонетического разбора, углубляются знания по изучаемым темам русского языка. Происходит увеличение учебной инициативы детей и усиление взаимодействия на их интеллект. Первый приём: поиск слова, связанный с работой по фонетике и повторению изученного учебного материала осуществляется на основе точных установок учителя. П Ф Б К Т Х Е Ш С Р Ч Ё Ш З Ц А Задание: зачеркнуть буквы, которые обозначают глухие, согласные звуки и вы узнаете слово с которым мы познакомимся. Второй приём заключается в уменьшении количества конкретных указаний учителя, помогающих определить искомое слово. л а б р к о ь Задание: Вы прочитаете новое слово, если найдёте прямоугольник с его первой буквой и установите последовательность соединения остальных букв искомого слова. Третий приём состоит в полном отсутствии указаний учителя, координирующих действия учащихся.Задание: определите два слова, с которыми мы познакомимся. О З А Б В Т Е Р А Д К Определение лексического значения слова путём совместного поиска рассуждения, в котором в равной степени принимают участие учащиеся и учитель. При ознакомлении со словом берёза рассуждение может быть следующим:У. Подберите родовое понятие к слову берёза.Д. Берёза- это дерево.У.Но ель и сосна - тоже деревья. Чем они отличаются?Д. Берёза- это лиственное дерево, а ель и сосна – хвойные.У.Верно. Сформулируйте правильно родовое понятие к слову берёза.Д. Берёза – это лиственное дерево.У. Назовите его существенные признаки.Д. У берёзы белая кора и листья в виде сердечка.У. Что же обозначает слово берёза?Д. Берёза – это лиственное дерево с белой корой и листьями в виде сердечка. Использование этимологических справок.При изучении слова берёза этимологическая справка может иметь такой вид:«Берёза растёт в России с незапамятных времён. От цвета коры получила она своё имя, которое означает «белый», «светлый».Берёза на Руси – самое любимое дерево. В древние времена Новый год начинался праздничным обрядом не у ёлки, а у берёзы. Берёзовый Новый год существовал до 1343 года. Наши предки верили в лесных, водяных и небесных духов. Но главной богиней среди них считалась Берегиня. Некоторые историки считают, что она имела вид священного белого дерева – русской берёзы». Введение новых слов в активный словарь детей через сравнение нескольких близких по смыслу слов с целью нахождения общего или исключению одного из них по какому-либо признаку. После ознакомления со словом метро учитель предлагает его сопоставить со словами трамвай и трактор.Трамвай и метро – городской транспорт, а трактор используется в сельском хозяйстве.Трамвай и трактор – наземный транспорт, а метро подземный. Новые слова можно вводить в активный словарь не связанные между собой по смыслу. После знакомства со словами комната, капуста, картофель, завтрак, трамвай, малина учащиеся могут составит ряд предложений:Варенье из малины везли в трамвае. Водитель трамвая взял завтрак. В комнату дети принесли свежую капусту и картофель. В данном случае развивается устойчивость, сосредоточенность и объём внимания, оперативная память, речь, творческое воображение детей. Работа по введению новых слов в активный словарь детей на основе фольклорного материала. При ознакомлении со словом яблоко предлагаются такие фольклорные единицы:Яблоку негде упасть; яблоко от яблоньки недалеко падает; конь в яблоках; яблоко раздора и т. д. Определите их смысл. На базе фольклорного материала повышается самостоятельность учащихся в определении смысла пословиц, поговорок и значений фразеологических оборотов. 1.карточки с пропущенными непроверяемыми гласными 2.перфокарты 3.загадки, ребусы, картинные диктанты 4.найти и записать словарные слова (по иллюстрации) Например, для обобщения темы «Число имён существительных» учитель предлагает план:1.Как изменяются имена существительные?2.В каком числе они употребляются?3.Что обозначают имена существительные в единственном числе?4.Что изменяется в имени существительном при изменении его числа? а).обобщение учащимися изученного по заранее составленному учителем плану; Число имён существительных. единственное множественное один предмет много предметов б).составление обобщающих схем, таблиц; В заключении темы выводится алгоритм:Например, Часть речи … Отвечает … Обозначает … Изменяется … а).формируется комплекс: сосредоточенность, абстрактное мышление, умение осуществлять сопоставительный анализ, формирование понятия « вид» и «род», их взаимосвязь; Например, напишите пары слов, которые состояли бы из родового и видового понятий.Щука мебельТарелка рыбаДиван посуда б).сосредоточенность, речь, умение обобщать, умение давать определения понятиям, мышление, внимание; Например, при изучении темы «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» задание: Самостоятельно подобрать пропущенные слова в предложении.Врач…- это…, который… .Карандаш…- это…, которым… . Тексты должны носить воспитательно-познавательный характер, так как они позволяют воздействовать на нравственно-этические качества личности ребёнка, совершенствовать его знания об окружающем мире. Таким образом, уроки русского языка призваны осуществлять интеллектуальное развитие младших школьников на новом, более высоком уровне. Он обеспечивается увеличением роли самих учащихся в организации учебной деятельности.Учитель должен использовать такие приёмы и формы деятельности, которые заинтересовывают детей своей необычностью, новизной, нетрадиционными подходами, наполняют её игровыми моментами. Это в свою очередь возбуждает внимание детей, активизирует их интеллектуальные процессы и выводит учащихся на новый уровень мышления.