Презентация на тему «Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках географии»
Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках географии
«Образование должно быть наполнено новым качеством и содержанием»Государственная программа развития образования на 2011-2020 годы
«В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни.» .А.Назарбаев «Стратегия Казахстан-2050: новый политический курс состоявшегося государства».
Анализ текущей ситуации:предметоцентризмпедагоги общеобразовательных школ республики дают сильные предметные знания, но не учат применять их в реальных, жизненных ситуацияхstyle.fontSize
Современная ситуация требует применение современных образовательных технологий, которые призваны способствовать повышению эффективности обучения. Одной из таких технологий и является технология « Программы семи модулей», которая, на мой взгляд, оптимальнее других реализует интерактивный и личностно-ориентированный подходы в образовательной системе, развивает продуктивное творческое мышление, формирует интеллектуальные умения, учит учиться.
ГлоссарийФункциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.style.fontSize
Три основных фактора Первый - это умение решать конкретные жизненные проблемы (в различных сферах - от бытовой, коммуникативной до правовой) Второй - компьютерные и информационные уменияТретий - коммуникативные умения
Международные оценочные исследованияPISATIMSS«Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся» оценивает способности подростков использовать знания, умения и навыки, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях«Оценка математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8-х классов»изучаются особенности содержания школьного математического и естественнонаучного образования в странах- участницах, особенности учебного процесса, а также факторы, связанные с характеристиками образовательных учреждений, учителей, учащихся и их семей
Дефициты умений по результатам PISA 1. Неумение учащихся работать с предлагаемой информацией целенаправленно, искать недостающую информацию и т.д.2. Решая задачи, наши учащиеся некритически воспроизводят привычные, стереотипные способы действий. Сталкиваясь с заданиями типа PISA, школьники, воспроизводят сложившиеся связи: литературный текст – общие рассуждения, математический – точное, детальное решение3. Работать с разными источниками информации – графики, диаграммы, картины и т.д.
При формировании естественно-математической грамотности , основной педагогической задачей10Как учить?обновлениесредствобученияЧему учить?обновлениесодержанияРади чего учить?Ценности образования
Рекомендации для учителяпо составлению заданий на формировании функциональной грамотности школьников:
Приемы -Технология проектной деятельности. - участие в школьных научно-практических конференциях, семинарах,олимпиадах -Технология критического мышления, на основе построения проблемной ситуации: работа над деформированным текстом.-Уровневая дифференциация обучения-Информационные и коммуникативные технологии ( Интернет, средства мультимедия, библиотека)
Логический тест на выделение существенного 1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.
Задание на применениеФункциональная грамотностьЕНТ – знаниевый компонентВ диаграмме численности населения Земли темным цветом выделена доля A) Северной АмерикиB) АзииC) Латинской АмерикиD) ЕвропыE) Африки Доля Азии в численности населения Земли составляет:A) 20%B) 30%C) 40%D) 50%E) 60%
Формула успехаОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ
Голос ученика1. Какие задания тебе интересно делать на уроке?А) работать с учебником – 2 %Б) решать географические задачи – 45%В) самому придумывать задания или вопрос – 65%Г) делать модели на компьютере – 100 %Д) составлять схемы, графики, таблицы – 30%2. Что для тебя важно при выполнении заданий?А) задание должно быть интересным, связанным с жизнью – 100%Б) в задании должны быть представлены критерии оценки – 33%В) консультация учителя – 75%Г) возможность выполнения совместно с одноклассником – 80 %Д) не потратить много времени на выполнение заданий – 50 %3. Интересно ли тебе выполнять задания на бланках?да – 73% нет – 12 % не знаю – 15 %
Что почитать
Что изучитьИнструктивно-методическое письмоПеречень учебников, рекомендованных в 2015-2016 учебном году
Подведем итоги Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы, постановление Правительства РК от 25 июня 2012 года № 832«Научиться познавать. Научиться жить вместе. Научиться делать. Научиться жить».Жак Делор
Современные методы и формы работы оказывают педагогам практическую помощь в решении профессиональных задач, способствуют развитию школьной информационно-образовательной среды, направленной на повышение функциональной грамотности учащихся
Дерево – функционально грамотная личностьВода – педагогические технологииЯблоки – ключевые компетенцииЛейка – учительЛейка - учитель, для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться т.е. заниматься самообразованием.Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя добиться развития функциональной грамотности.
Каждый палец- это какая-то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.Большой палец - для меня важно и интересноУказательный палец - - мои предложенияСредний палец - для меня было недостаточноБезымянный палец - мое настроениеМизинец - мне было трудно (не понравилось)