Презентация педагогического совета на тему Дифференциация и индивидуализация обучения как важный фактор творческой самореализации школьников


ГУ «ОСШ № 11 г. Темиртау» ШКОЛА ДЛЯ КАЖДОГО Ноябрь 2009 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Дифференциация и индивидуализация обучения как важный фактор творческой самореализации школьников». Подготовила заместитель директора по УР Аллянова Светлана Сергеевна Каждый ребенок есть однажды случающееся чудо Э. Ильенков «Все дети могут успешно учиться, если школа умеет учить». Д.Г. Левитас Обезличенность сродни насилию: то и другое разрушает человека, делает его несчастным, мешает быть успешным Дж. Восс Хороший учитель отли-чается от плохого тем, что он умеет видеть ин-дивидуальные особенности детей; для хорошего учителя все ученики раз-ные, а для плохого – одинаковые П.П. Блонский Форма проведения: семинар-практикум Участники: педагогический коллектив ОСШ № 11Цель: Систематизация теоретических и прикладных знаний по проблеме дифференциации и индивидуализации обучения. Оценка путей реализации дифференцированного и индивидуального обучения в образовательном процессе и их значение в творческой самореализации школьника. Задачи: На основе анализа научно-методической литературы дать краткую характеристику дифференциации и индивидуализации обучения. Выявить особенности организации дифференцированной и индивидуальной работы учащихся на урокеРазвитие навыков коллективной поисковой деятельности педагогического коллектива. Приобщение педагогов к самоанализу и самооценке психолого-педагогических знаний. ПРОГРАММА проведения педагогического совета 1. Актуальность проблемы. Аллянова С.С. (зам. директора по УР)2. Краткая характеристика дифференциации и индивидуализации обучения. Аллянова С.С. (зам. директора по УР)3. Особенности осуществления дифференциации и индивидуализации обучения в школе с разными категориями учащихся.3.1. Работа с одаренными детьми в школе на основе дифференциации и индивидуализации обучения. Аллянова С.С. (зам. дир. по УР), Шеина Н.А. (шк. психолог)3.2. Специфика деятельности учителя начальных классов в оказании помощи слабоуспевающему ученику. Арещенко И.Е. (учитель начальных классов)3.3.Технология использования метода проектов при дифференциации и индивидуализации обучения во время учебного процесса. Воронина Т.С. (уч. географии)4. Педагогические условия формирования интереса учащихся к личностно- творческой самореализации4.1.Результаты психолого-педагогических исследований по выявлению особенностей готовности учеников ОСШ № 11 к творческой самореализации. Шеина Н.А. (шк. психолог)4.2.Индивидуальные задания к урокам русского языка, как способ творческой самореализации школьников. Лотц Н.Г. (учитель русского языка)4.3.Роль учебного предмета в будущей жизни ученика, его в профессиональном самоопределении и социальном становлении личности (из опыта работы учителей музыки Черенковой Л.Г. и ИЗО Емелиной О.С.)5.Работа творческих групп. Аллянова С.С. (зам. директора по УР)6.Синквейн по теме педсовета. Аллянова С.С. (зам. директора по УР)7. Подведение итогов. Выработка решений педагогического совета. 1.Актуальность проблем дифференциации и индивидуализации обучения Как нет на дереве двух одинаковых листьев, так нет двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций. Известно, что смысл жизни каждого человека состоит в наиболее полной жизненной самореализации, то есть применении своих способностей и получении максимально возможной пользы для себя, близких, общества. В настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость такого образования, в котором ученик действительно является центральной фигурой учебного процесса. Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке оказывается нормальным лишь для определённой части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих излишне замедленный. Одна и та же учебная задача для одних детей является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она - лёгкий вопрос. Один и тот же текст одни дети понимают после первого чтения, другим требуется повторение, а третьим необходимы разъяснения. Говоря иначе, успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысленность знаний, уровень развития ребёнка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, наконец, физическим развитием. Отсюда следует, что перед каждым учителем постоянно стоит задача - нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий, усилить положительные, т.е. создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребёнка при классно-урочной форме обучения. Решение этой практической задачи связано с последовательной реализацией дифференцированного и индивидуального подхода к ученикам. Необходимо исследовать «пути повышения эффективности педагогического процесса на основе его принципиальной переориентации: от исполнительной, репродуктивной деятельности учащихся – к преобладанию творческого поискового начала на всех этапах учебного процесса; от единообразия целей, содержания, методов, средств и форм воспитания, обучения и развития – к индивидуализации и дифференциации учебно-познавательной деятельности учащихся, к гармонии взаимодеятельности педагогов и учащихся. Таким образом, в связи с осознанием обществом важности ценности каждого человека как уникальной личности, обладающей своей неповторимой суммой склонностей, способностей, интересов и других индивидуальных характеристик, в соответствии с перспективами развития образования дифференциация и индивидуализация обучения является неоспоримым условием повышения эффективности образования. Что необходимо помнить каждому, чтобы сохранить свою личность в школьном коллективе? Среднему ученику:получить прочные знания о себе, о людях, о природе; не презирать сильного, а учиться у него;развивать все свои способности;понять свои сильные стороны;иметь хобби Самому учителю:не потерять уважение к себе 2.Краткая характеристика дифферен-циации и индивидуализации обучения. Индивидуализация обучения– это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся. Осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения. Позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация обучения направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого школьника. В рамках профильной школы индивидуализация обучения находит выражение в создании  индивидуальных образовательных траекторий отдельных учащихся. Дифференциация обучения (слово дифференциация происходит от латинского языка differentia – различие, разделение).– это форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся. Осуществляется с помощью школ и классов с углубленным изучением отдельных предметов, факультативных занятий, средних школ для одарённых детей (музыкальных, художественных, спортивных и др.), а также через разделение учебных планов и программ в средней общеобразовательной школе. В соответствии с Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования новейшим средством дифференциации обучения является профилизация старшей школы.   Традиционно выделяют следующие виды дифференцированного обучения: по общим способностям;по специальным способностям;по индивидуально-психофизиологическим способностям;по интересам;по проектируемой профессии;по национальному признаку;по религиозной принадлежности;по социальному положению родителей.Уровни дифференцированного обучения:микроуровень (когда различный подход осуществляется к отдельным группам детей внутри класса. Этот уровень диффе-ренциации иногда называется внутренней или внутриклассной);мезоуровень (уровень школы, когда дифференциация осуществляется внутри школы между отдельными классами, профилями, направлениями , внешняя дифференциация);макроуровень (дифференциация между школами, создание различных типов школ, внешняя дифференциация). Дифференциация на микроуровне представлена заданиями различного уровня сложности, дози-рованием помощи учителя, уровневой дифференциацией и групповой работой в рамках модели полного усвоения знаний. Характерным его признаком является право и возможность ученика выбирать тот уровень изучения любого предмета (но не ниже базового), который он считает для себя необходимым и достаточным. При этом учитель четко выделяет содержание учебного материала, который ученики должны усвоить, занимаясь на том или ином уровне, и перед началом изучения очередной темы знакомит учеников с результатами, которых они должны достичь. Отметим, что в основе данной формы дифференциации лежат не только общие способности учеников, но и их интересы. Ученик может выбрать минимальный уровень изучения предмета не потому, что не способен изучить его глубже, а потому, что его интересы лежат в другой познавательной области. Самой распространенной формой внутриклассной дифференциации является выполнение учениками заданий различного уровня сложности. При этом усложнение может происходить за счет привлечения пройденного материала, когда ученикам необходимо установить близкие или дальние связи между различными фрагментами содержания. Усложнение заданий может происходить и за счет усложнения видов работы, усиления уровня творческой деятельности, необходимой при выполнении задания. Например, на самом простом уровне ученикам предлагается прочитать параграф в учебнике, пересказать его, выделив основные мысли; на более сложном уровне — прочитать параграф, составить план и вопросы к нему, на самом сложном уровне — прочитать параграф, дать аннотацию и рецензию на него. Формой внутриклассной дифференциации является дозирование помощи учителя ученикам, которое включает временное облегчение заданий (разбивка текста или фрагментирование на самостоятельные части — порции), задания с письменной инструкцией (например, с указанием последовательности действий), работы с подготовительными упражнениями (каждое подготовительное упражнение представляет собой этап выполнения основного), работы с наглядным подкреплением рисунком, чертежом.Выполняя задание с дозированной помощью, ученик получает конверт с необходимыми инструктивными материалами, к которым он может обратиться, а может и не обратиться в процессе выполнения задания. В данном случае объем дозированной помощи определяет сам ученик. Работа учащихся по модели полного усвоения знаний – это форма внутренней дифференциации, при которой, после изучения темы на уровне базового содержания материала и сдачи зачета, выявляются две группы учеников: усвоившие содержание — с ними организуется работа по расширению изученного материала, и не усвоившие — с ними проводится работа по устранению появившихся пробелов в знаниях. Индивидуализация  –  это учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются.Дифференциация – это учёт индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения; обычно обучение в этом случае происходит по несколько различным учебным планам и программам. Индивидуализация  обучения / Дифференциация обучения (разведение понятий) Методологической основой дифференциации и индивидуализации образовательного процесса являются следующие принципы обучения: ученик является субъектом, а не объектом учебно- воспитательного процесса;цель формирования способов умственной деятельности имеет приоритет перед целью наполнения памяти ребёнка информацией;учебная деятельность ребёнка является полноценной: включает этапы целеполагания, планирования, организации деятельности, реализации целей, анализа и оценки результатов;рефлексия является обязательной частью учёбы ребёнка;творческая деятельность имеет приоритет по сравнению с репродуктивной. Положительные аспекты дифференцированного и индивидуального подходов Отсутствие в классе отстающих учащихся;Полная занятость всех учащихся, самостоятельно переходящая от уровня к уровню;Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, уверенности в себе, творчества;Повышения познавательного интереса и мотивации к обучению;Развитие творческих способностей у учащихся. Трудности в реализации дифференцированного и индивидуального подходов Большая подготовительная работа перед уроком;Переработка содержания материала;Дидактическое обеспечение;Подготовка учащихся к такой форме работы;Педагогический мониторинг. Дифференциация и индивидуализация образовательного процесса в нашей школе реализуется в: вариативности учебных планов, содержания;в предоставлении возможности свободного выбора и самовыражения в сфере образования на основе способностей, склонностей, интересов и потребностей;в развитии сферы внеурочной деятельности ребенка. Организационная модель нашей школы включает следующие варианты дифференциации обучения учащихся: Комплектование классов гомогенного состава с начального этапа обучения в школе на основе диагностики динамических характеристик личности и уровня овладения общеучебными умениями.Внутриклассная дифференциация в среднем звене, проводимая посредством образующихся подгрупп на определенном этапе урока, а так же групп, посещающих предметы по выбору (зачисление в данные группы производится на добровольной основе по уровням познавательного интереса учащихся).Профильное обучение в основной школе и старших классах, организованное на основе психологической диагностики, экспертной оценки, рекомендаций учителей и родителей, самоопределения школьников. 3.Особенности осуществления дифферен-циации и индивидуализации обучения в школе с разными категориями учащихся. У американского писателя Айзека Азимова есть фантастический рассказ, действие которого происходит в 2155 году. Ребятишки из найденной на чердаке книжки узнают о школе, которая была сто лет назад. В ней был живой учитель, дети ходили на уроки, учились все вместе, жили весело, помогали друг другу. А теперь механический, электронный учитель у каждого на дому, на экране появляются вопросы, а в специальное устройство надо подавать ответы. И дети завидуют тому, что было, ибо живое общение заменить не может ничто.Профессия Учителя, безусловно, одна из самых благородных профессий на Земле, потому что учитель своими руками творит характер, индивидуальность, личность ребенка, в конечном счете Будущее своего ученика. Нам, учителям, нужно сберечь в своих учениках то, что в них есть особенного, индивидуального, яркого. Организуя обучение и воспитание, нужно развивать эти особенности, научить детей не бояться проявлять себя и помочь им сформировать и ощутить в себе личность. И здесь учитель должен проявить все свое педагогическое мастерство: и знание психологии, и умение находить индивидуальный подход, и педагогический такт, чтобы ребенок почувствовал, что он не “изгой” в обществе, что здесь его уважают и понимают, чтобы ребенок не чувствовал себя лишним на уроке, понимая, что и он может что-то преодолеть, чему-то научиться. Только исключительно индивидуальный подход и дифференциация в обучении могут принести положительный результат. Действительно, дети разные: по интересам, памяти, темпераменту, наклонностям, эмоциональному складу, умственным и физическим данным. В школе все ученики условно делятся на категории:1 категория – отличники2 категория – среднеуспевающие ученики3 категория – слабоуспевающие, те, кто старается учиться, но не получается;те, кто мог бы учиться, но серьезно запустил материал и потерял интерес к учебе и веру в себя; те, у кого и способности крайне ограничены, и потребность в учебе окончательно пропала.Несмотря ни на что, этих ребят нужно приохотить к учебе, помочь им. У многих из них основная задача – избежать труда, независимо от того, какой он – умственный или физический. А основная задача учителя не дать им возможности увильнуть, не выполнить задания, отвлечься от учебы.Это, конечно, очень трудно, но у нас иного пути нет. И в таких условиях только индивидуальный подход и дифференциация в обучении могут дать положительный результат. Когда речь идет о работе с одаренными детьми, задача педагога сдви-гается от простого обучения к созданию условий, к «пед. поддержке». «Педагогическая поддержка» – это особая тактика по отношению к конкретному ребенку. Один из вариантов такой поддержки – технология «индивидуального ведения ученика»Процентное отношение числа одаренных к общему числу школьников.Различия в процентных отношениях, вероятно, обусловлены использованными методиками выявления. В разных странах применяются различные стандартизированные тесты. Страна Процент школьников Великобритания 5-10 Испания 8,5 Канада 10-15 Австралия 15 Германия 2-3 3.1.Работа с одаренными детьми в школе на основе дифференциации и индивидуализации обучения. 3.2.Специфика деятельности учителя начальных классов в оказании помощи слабоуспевающему ученику. Из опыта работы учителя начальных классовАрещенко И.Е. 3.3.Технология использования метода проектов на уроке при дифференциации и индивидуализации обучения. Из опыта работы учителя географииВорониной Т.С. Работа по методу проекта Для работы над проектом мною приглашается не всегда ученик, занимающийся только на «4» и «5». Выбор тех учащихся, которые в дальнейшем будут приглашены для работы над проектом, провожу в течение целого учебного года. В процессе обучения, учащиеся делают сообщения из дополнительных источников информации. В это время, я стараюсь отследить, информация какого рода и из каких источников интересует ученика. После проведения контрольных работ, когда проводится работа над ошибками, такие ученики часто назначаются консультантами, которые помогают справиться с заданием более слабым одноклассникам. Во время такой работы, также отслеживаю, как ребенок работает в группе, как подает материал, как понимают его слабые ученики. Таким образом, я выделяю тех учащихся, которые имеют повышенный интерес к предмету, а также обладают ораторскими качествами, тех, кто не боится выступать на публике, кто умеет быстро ответить на каверзный вопрос, даже если не знает правильного ответа. После того, как такие учащиеся определены, предлагаю ученику такую тему для работы над проектом, которая была бы ему интересна. Такую тему ученик сам сможет с интересом исследовать и сможет ею увлечь при защите проекта. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться ли знакомыми источниками информации или изучить другие. Однако зачастую ребята обращаются к материалам сети Интернет, телепередачам, энциклопедиям, анализируют, сравнивают, оставляя самое важное и занимательное. Например, в работе над проектом «Фен-шуй рабочего места» Коваленко Вадим сам определил, какое направление течения «Фен-шуй» будет исследовать, проводил эксперимент, как расположение мебели его комнаты отразится на личных достижениях. Испытание воздействия фен-шуй на рабочем месте длилось в течение 8 месяцев (сентября по апрель). За это время были получены следующие результаты: 1. в текущем учебном году у него не было ни одной тройки за четверть. 2. Кроме выполнения домашнего задания, оставалось время заниматься в футбольной секции и федерации Ку-до. 3. Занял призовое третье место на Малой Олимпиаде школьников по географии. После проведенного эксперимента, были сделаны выводы, в котором подтверждались основные положения учения «фен-шуй». Проект занял 3 место на Малой городской научно-практической конференции. В проекте «Геоаномальные зоны города Темиртау», который создавался два года, принимали двое учащихся: начал Мусин Максим, а затем, когда работать над проектом ему стало неинтересно,эксперимент продолжил Воронин Филипп. Ученики с самодельной геомагнитной рамкой обходили город Темиртау, выявляли признаки аномальности территории города, а также определяли так называемые «чистые» районы города. Также была составлена карта, в которой отмечались благоприятные и неблагоприятные районы для проживания. Этот проект дважды занимал призовые места на городской научно-практической конференции школьников. Следует отметить, что не все ученики сразу и легко включаются в работу над проектом. Нельзя предлагать задание, которое тот или иной ученик не может выполнить. Задания должны соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проекта. Необходимо помочь каждому определиться с конкретной темой, посоветовать, где лучше добыть нужную информацию, как записать ее, как представить. Самое важное то, что ребенок, а не учитель, определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация. Проект – это возможность учащихся выразить собственные идеи в удобной для них, творчески продуманной форме. Проект - это «пять П»: Проблема - Проектирование - Поиск информации – Продукт - Презентация. Принципы организации проектной деятельности строю по следующим принципам:- Проект должен быть посильным для выполнения; - Создать необходимые условия для успешного выполнения проекта - Вести подготовку учащихся к выполнению проектов - Обеспечить руководство проектом— обсуждение выбранной темы, плана работы.- В том случае, если проект групповой, каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. - Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме. Презентация должна быть выполнена в такой форме, чтобы во время защиты проекта «зацепить» каждого слушателя, а также осветить предлагаемую тему достаточно широко, чтобы снизить количество задаваемых вопросов. Таким «крючком» может стать сама тема проекта, острая актуальность, разработанные макеты, приборы, а также грамотно оформленная электронная презентация. В настоящее время ведется работа с учеником 7а класса Шеиным Александром над проектом «Тибетская порода Ши-тцу». Автор данного проекта является хозяином собак породы ши-тцу. Данная порода довольно редкая для нашего города. Автор проекта изучает осведомленность граждан города Темиртау о популярных породах собак, и, выявив, что о породе ши-тцу жители знают лишь понаслышке, разработал прикладной проект, в котором рассматривает историю возникновения породы ши-тцу, а также дает характеристику данной породы и советы начинающим заводчикам, составляет список знаменитых людей, являющихся владельцами собак данной породы. Так как Александр сам очень увлечен проектом, надеюсь, что с работой он справится успешно. 4.Педагогические условия формирования интереса учащихся к личностно-творческой самореализации . Решение задач формирования творческой индивидуальности учащихся диктует необходимость создания условий для самореализации личности школьника, способной раскрывать свои потенциальные задатки и возможности в различных социальных сферах. Очевидным является тот факт, что самореализация личности находится в непосредственной зависимости от формирования у учащихся активных познавательных интересов. Именно интерес способствует проявлению творчества и инициативы в самостоятельном приобретении знаний, стимулирует индивидуальное, интеллектуальное, личностное развитие ребенка.Учебный план школы предоставляет ребенку довольно широкий комплект образовательных дисциплин, имеющий общекультурное значение и обеспечивающий всестороннее и гармоническое развитие. В то же время этот комплект дает ребенку возможность выбора, поиска и проявления своей индивидуальности. Каждый предмет позволяет выявить задатки и способности ребенка (в виде интереса, склонности), т.е. осуществить одну из социально-педагогических проб личности. Это реализуется с помощью различных видов дифференциации по интересам (профили, факультативы, клубы). 4.1.Результаты психолого-педагогических исследований по выявлению особенностей готовности учеников ОСШ № 11к творческой самореализации. 4.2.Индивидуальные задания к урокам русского языка, как способ творческой самореализации школьника. Из опыта работы учителя русского языка Лотц Н.Г. 4.3.Роль учебного предмета в будущей жизни ученика, в его профес-сиональном самоопределении и социальном становлении личности. Из опыта работы учителя музыки Черенковой Л.Г. и учителя ИЗО Емелиной О.С. Конкурс – выставка детских работ (5-6 классы) Творческая работа «Коллаж» (5-6 классы) Конкурс – выставки по черчению (9 классы) Шрифты Линии чертежа Творческая работа «Дом моей мечты» Работа кружка «Юный художник» Творческие работы кружка «Юный художник» 5. Работа творческих групп. I. Всем участникам педсовета предлагается выполнить следующие задания (работа в группах):1. на листе бумаги напишите названия тех методов, приёмов и средств, которые используются вами в организации дифференцированного обучения с учётом психолого-педагогических особенностей учащихся;2. выберете три метода или приёма, которым вы отдаёте предпочтение или придаёте особое значение;3. сделайте его описание по схеме:> название метода или приёма в точной и ясной формулировке;> краткое описание того, что делаете вы как учитель, и того, что делают ученики;> характеристика условий, при которых данный метод или приём наиболее применим;> определение того, что получается в итоге;> противопоказания к употреблению: чего стоит опасаться и избегать, дабы исключить возможные осложнения и нежелательные последствия. Используя данный образец , придумайте и запишите задания к конкретному уроку по определенной темеРазноуровневые задания позволяющие опрашивать учащихся, используя элементы самоопроса или самоконтроляДля осуществления дифференцированного подхода при опросе применяется два переносимых стенда, на которых расположены в 4 ряда ячейки-кармашки. Все ячейки пронумерованы. К примеру, верхний ряд от 1 до 13, второй сверху от 14 до 27 и т.д. В ячейки первого стенда кладутся задания. Обычно это определения какого-либо термина. Необходимо этот термин назвать. Ответ на это задание в основном рассчитан на узнавание. Задания второго ряда рассчитаны на воспроизведение материала. Например, дать определение какого-либо понятия. В третьем ряду задания даются, к примеру, на нахождения соотношения между какими-либо явлениями. Четвёртый ряд представлен заданиями проблемного характера. Нетрудно заметить, что задания I и II рядов рассчитаны в основном на работу памяти, задания III и IV рядов -работу мышления, на умение рассуждать, находить сходство и различие.Первый ряд вопросов самый лёгкий. Второй - более трудный, третий -еще сложнее. 5. Работа творческих групп. Самый сложный ряд - четвертый. По данному принципу можно составлять задания по любому школьному предмету. Ответ учащихся за каждое задание оценивается баллами. Ответ на любое задание нижнего ряда оценивается одним баллом, второго - двумя, третьего - тремя, четвертого - четырьмя баллами. Учащиеся имеют право самостоятельно набрать задания на то количество, на которое они хотят ответить. Обычно все хотят ответить на 5 баллов. Значит, нужно набрать заданий тоже на 5 баллов. Брать задания можно с любых рядов и в любой комбинации. Например, можно взять пять заданий, что в сумме даст 5 баллов, можно взять одно задание с верхнего и одно с нижнего рядов - это тоже даст 5 баллов. Комбинация может быть любой по усмотрению учащихся, по их возможностям.Если же учащийся не справился с заданием, то он может его обменять на более лёгкие задания нижележащих рядов. Эти задания в своей сумме должны дать количество баллов, соответствующих нерешенному заданию.Правильность ответов учащиеся сверяют на доске самоконтроля, в которой в кармашках под такими же номерами даны ответы на задания. Если ответ правильный, учащийся ставит себе на листочке, где он выполнял задание, соответствующее количество баллов, если нет - разменивает на более лёгкие задания. Используя данный образец , придумайте и запишите задания к конкретному уроку по определенной темеВиды домашних заданий в условиях дифференциации и индивидуализации обучения. 5. Работа творческих групп. Виды домашних заданий Приемы Три уровня домашнего задания:Обязательный минимум (по силам любому ученику).Тренировочный (для желающих хорошо знать предмет и без труда осваивающих программу – по усмотрению учителя эти ученики могут освобождаться от задания первого вида).Творческое задание (используется в зависимости от темы урока и подготовленности класса; выполняется на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой и похвалой). Учитель одновременно задает два или три уровня (при постоянном использовании данного вида целесообразно завести «дневник» выбора учеником домашнего задания, чтобы анализировать характер выбора заданий, обсуждать причины выбора с учеником или с психологом). Используя данный образец , придумайте и запишите задания к конкретному уроку по определенной темеВиды домашних заданий в условиях дифференциации и индивидуализации обучения. 5. Работа творческих групп. Виды домашних заданий Приемы Домашнее задание «Снежный ком»Из большого числа заданий массива знаний ученик выбирает тот уровень сложности, на который способен «замахнуться», и таким образом сам как бы отслеживает уровень своей компетентности Любой из уровней домашних заданий учитель может задавать как снежный ком.Задается большой массив задач сразу – в рамках большой изучаемой или повторяемой темы. Используя данный образец , придумайте и запишите задания к конкретному уроку по определенной темеВиды домашних заданий в условиях дифференциации и индивидуализации обучения. 5. Работа творческих групп. Виды домашних заданий Приемы Особое домашнее заданиеВ классе есть ученики, которым следует иногда задавать иные, чем всему классу, задания: участники олимпиады, слабые по здоровью дети; в старших классах – ученики – будущие абитуриенты вузов, сдающие данный предмет как основную дисциплину Используя данный образец , придумайте и запишите задания к конкретному уроку по определенной темеРазноуровневые задания для текущего, тематического и итогового контроля знаний, умений и навыков.Индивидуальные дифференцированные уровневые задания применяются учителем на уроке с самостоятельной работой. Они направлены на проверку оперативности, гибкости, конкретности, осознанности и прочности знаний. Для их выполнения достаточно выделить 10—15 минут.При выборе заданий разного уровня сложности учащиеся ориентируются на цветовой сигнал индивидуальной карточки: зеленый — первый уровень, синий — второй уровень, красный — третий уровень. Количество заданий в работе зависит от учебного предмета, уровня сложности, индивидуальных особенностей ученика и времени для самостоятельной работы. Отметка за выполненную работу выставляется учителем с учетом уровня сложности: максимальная отметка за первый уровень — три, за второй — четыре, за третий — пять. Проведя самоанализ знаний, учащиеся могут либо подтвердить умение выполнять задания своего уровня, либо предпринять попытку выполнить задание более сложного уровня. При получении отметки, не удовлетворяющей ученика, она не фиксируется. Учащемуся представляется разовая возможность повторного выполнения задания того же уровня после коррекционной работы, проведенной с помощью учителя или самостоятельно. 5. Работа творческих групп. Используя данный образец , придумайте и запишите задания к конкретному уроку по определенной темеРазноуровневые задания для текущего, тематического и итогового контроля знаний, умений и навыков.Дифференцированные задания с адаптацией применяются для обучения и проверки умения учащихся выполнять работу по образцу. Карточка с адаптацией имеет следующую конструкцию: 1) содержание задания, алгоритм и выполнение задания по нему; 2) содержание аналогичного задания для самостоятельного выполнения учеником по представленному образцу; 3) задание, которое нужно объяснить соседу по парте. Оно предполагает решение школьником своей задачи и его обсуждение с соседом, а также обсуждение объяснения решения задачи соседа (работа в статических парах в адаптивной системе обучения).В соответствии с теорией поэтапного формирования действий учащиеся, объясняя вслух алгоритм выполненного задания своему соседу по парте, мысленно производят свертывание и обобщение учебной информации. При этом выполняемые действия начинают автоматизироваться. Карточки такого типа целесообразно использовать для проведения коррекционной работы со «слабыми» и индивидуальной работы с отсутствующими на предыдущих уроках учениками. 5. Работа творческих групп. Используя данный образец , придумайте и запишите задания к конкретному уроку по определенной темеРазноуровневые задания для текущего, тематического и итогового контроля знаний, умений и навыков. Разноуровневые тестовые задания. Тест в данном случае - это разноуровневое задание для экспресс-контроля степени усвоения учащимися определенного учебного материала с правом выбора правильного ответа из нескольких предложенных. Для учителя и учащихся такой вид работы очень удобен. Во-первых, предлагая разноуровневые тесты, учитель обеспечивает достаточный интерес к работе и выполнение ее как слабыми, так и сильными учениками. Во-вторых, у всех школьников вырабатываются устойчивые умения и знания, которые зависят от их возможностей и предпочтений. В-третьих, педагогу легко увидеть общую картину усвоения темы в классе. В-четвертых, в процессе сравнения результатов выполненной работы с эталоном учащийся обучается самооценке, самоанализу и исправлению ошибок. Разноуровневые тесты целесообразно применять в качестве текущего контроля после изучения небольшого по объему учебного материала в блоке. Учащимся предлагается выполнить задание из 10—15 тестов, расположенных по степени возрастания уровня их сложности за определенный отрезок времени (7 мин). Для проверки работ используется само- или взаимоконтроль при сличении с правильными ответами. Вопросы о критериях оценивания работ и о выставлении отметок в журнал или дневник учащегося решаются учителем самостоятельно. 5. Работа творческих групп. 6. СИНКВЕЙН СИНКВЕЙН - это составление 5 строчек текста по теме урока, используя план:1-я строчка – существительное - 1слово (название темы);2-я строчка – прилагательное - 2 слова (описание темы);3-я строчка – глагол, наречие и деепричастие - 3 слова (раскрывающие смысл темы);4-я строчка – предложение из 4 слов (о значимости проведенного педсовета);5-я строчка – предложение из 5 слов (вывод) 6. СИНКВЕЙН 1-я строчка – Педсовет.2-я строчка – Актуальный, познавательный.3-я строчка – Учить, необходимо, дифференцируя.4-я строчка – Узнавать новое всегда полезно!5-я строчка – Все дети могут успешно учиться! 7. Выработка решений педагогического совета. Всем учителям-предметникам совершенствовать работу по дифференциации и индивидуализации обучения как важного фактора творческой самореализации учащихся.Обобщить опыт работы учителя истории Тюрюшкиной Н.М., сроком до 01.03. 2010 года, ответственная Каменева Т.Г.Учителям-предметникам, с целью повышения уровня мотивации обучения и формирования познавательных мотивов: - обеспечить успешность учащихся, путем создания «ситуации успеха» и использования дидактических игр и игровых моментов; - повышать инициативу и самостоятельность, интерес к способам добывания знаний у учащихся с высоким уровнем мотивации.4. Учителям-предметникам, в течение года, использовать в работе технологии, способствующие развитию познавательных интересов (технологию коллективного способа обучения, информационно-коммуникационную технологию)5. Учителям казахского, русского и иностранного языков провести неделю открытых уроков в мультимедийном кабинете, сроком до 20.02.2010 года, ответственная Аллянова С.С. 6. Усилить работу по повышению мотивации старших подростков к самореализации, через проведение классных часов, бесед, открытых дверей, встреч и круглых столов с представителями профессиональных учебных заведений, ответственные классные руководители, Шеина Н.А.