Презентация по литературе на тему :Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова( 6 класс)


Тема урока: «Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова. Яранцева Надежда ВикторовнаУчитель русского языка и литературыМБОУ средней общеобразовательной школы №106Города Нижнего Новгорода Миссия Лермонтова- одна из глубочайших загадок нашей культуры.Д.Андреев «Роза мира» Тема урока: «Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализа поэтического текста Стихотворение «Листок». Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 106 г.Нижнего Новгорода Яранцева Надежда Викторовна Цели урока: Образовательные. познакомиться со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Листок»;выявить ключевые образы стихотворения и изобразительные средства, способствующие созданию и расширению их значения;дать интерпретацию поэтического текста, сформулировать авторскую позицию и своё отношение к ней;учиться выразительному чтению стихотворения. Развивающие.создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать развитию ассоциативного мышления, воображения и творческих способностей учащихся. Воспитательные.способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей;воспитание самостоятельности, сотрудничества, коммуникативности. М. Ю. Лермонтов. Листок Дубовый листок оторвался от ветки родимой И в степь укатился, жестокою бурей гонимый; Засох и увял он от холода, зноя и горя И вот, наконец, докатился до Черного моря,У Черного моря чинара стоит молодая; С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская; На ветвях зеленых качаются райские птицы; Поют они песни про славу морской царь- девицы,И странник прижался у корня чинары высокой; Приюта на время он молит с тоскою глубокой, И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый, До срока созрел я и вырос в отчизне суровой. Один и без цели по свету ношуся давно я, Засох я без тени, увял я без сна и покоя. Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных, Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».«На что мне тебя? — отвечает младая чинара, Ты пылен и желт, — и сынам моим свежим не пара. Ты много видал — да к чему мне твои небылицы? Мой слух утомили давно уж и райские птицы.Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю! Я солнцем любима, цвету для него и блистаю; По небу я ветви раскинула здесь на просторе, И корни мои умывает холодное море». Дубовый листок Чинара Дубовый листок Чинара Лексическая цепочка Лексическая цепочка Оторвался от ветки родимой Укатился, жестокою бурей гонимыйЗасох, увял, странник Прижался Приюта молит С тоскою глубокой Бедный листочек Пылен и желт Пришелец докатился до Черного моря Молодая С ней шепчется ветер, ветви лаская Поют ей райские птицы Листья изумрудные Сынам свежимСолнцем любима Ветви раскинула на просторе Дубовый листок Чинара Лексическая цепочка ассоциации Лексическая цепочка ассоциации Оторвался от ветки родимойУкатился, жестокою бурей гонимыйЗасох, увял, странникПрижалсяПриюта молитС тоскою глубокой Бедный листочек Пылен и желт Пришелецдокатился до Черного моря НесчастныйОдинокийБесприютныйСкиталец Молодая С ней шепчется ветер, ветви лаская Поют ей райские птицы Листья изумрудные Сынам свежимСолнцем любимаВетви раскинула на просторе КрасавицаБезоблачная жизньРавнодушнаяСамодовольнаясамовлюбленная Дубовый листок Чинара Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств. ассоциации Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств. ассоциации Оторвался от ветки родимой (олицетворение)Укатился, жестокою бурей гонимый (олицетворение)Засох, увял, странник (метафора)Прижался (олицетворение)Приюта молит (олицетворение)С тоскою глубокой (эпитет)Бедный листочек (эпитет)Пылен и желт (эпитет)Пришелец (метафора), докатился до Черного моря (олицетворение) НесчастныйОдинокийБесприютныйСкиталец Молодая (эпитет)С ней шепчется ветер, ветви лаская (олицетворение)Поют ей райские птицы (олицетворение)Листья изумрудные (эпитет)Сынам свежим (метафора: листья – сыны чинары)Солнцем любима (олицетворение)Ветви раскинула на просторе (олицетворение) КрасавицаБезоблачная жизньРавнодушнаяСамодовольнаясамовлюбленная ЛИСТОК ПОГИБАЮЩИЙ БЕСПРИЮТНЫЙ СТРАДАЮЩИЙ ОДИНОКИЙ НЕСЧАСТНЫЙ Одиночество ЧИНАРА БЕСЧУВСТ-ВЕННАЯ САМОВЛЮБЛЕННАЯ САМОДО-ВОЛЬНАЯ РАВНОДУШ-НАЯ Радость бытия СЧАСТЛИВАЯ АНТИТЕЗА (греч. ’Αντίθεσις, противоположение) — фигура, состоящая в сопоставлении логически противоположных понятий или образов. Существенным условием антитезы является соподчинение противоположностей объединяющему их общему понятию, или общая на них точка зрения.Листок – чинараПылен и желт – сынам свежимБурей гонимый – солнцем любима АЛЛЕГОРИЯ (греч. αλληγορία, иносказание) — выражение отвлеченного, абстрактного содержания мысли (понятия, суждения) посредством конкретного (образа), напр., изображение смерти в виде скелета с косой, правосудия в образе женщины с завязанными глазами и с весами в одной руке и мечом в другой. Тем самым, в аллегории конкретный образ получает абстрактное значение, обобщается, сквозь образ созерцается понятие.МОТИВ (от moveo — двигаю, привожу в движение), в широком смысле этого слова, — основное психологическое или образное зерно, которое лежит в основе каждого художественного произведения Обсуждение стихотворения «Листок» Как вы думаете , есть ли будущее у листка?- В стихотворении два характера, две судьбы, два состояния, два настроения. Кому сочувствуете вы и почему? Одиночество Работа по учебнику с. 169 – выразительное чтение стихотворения по ролям Творческое задание Напишите миниатюру на тему: «Что произошло с дубовым листком после встречи с чинарой?» Домашнее задание. Проиллюстрировать судьбу листка после встречи с чинарой. Подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть. Список использованной литературы: Учебник: Литература 6класс. Под редакцией В.Я.Коровиной. Москва, «Просвещение», 2010г.Золотарёва И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С.Поурочные разработки по литературе,6 класс, Издательство « Вако»,2010гфонохрестоматия к учебнику» Литература», 6 классКартинки: Золотая осень. Осенние пейзажимузыка (Ф. Лист. Ноктюрн «Грезы любви»)