Использование проектной методики на начальном этапе обучения иностранному языку.


Использование проектной методики на начальном этапе обучения иностранному языку Из истории. Автором этого метода является американский психолог и педагог Джон Дьюи(1859-1952). Этот метод появился в 1919 году, но первоначально назывался «проблемным методом». Дьюи обратился к активной познавательной и творческой совместной деятельности детей при решении одной общей проблемы, которая, как правило, была чисто прагматической.В России метод проектов получил широкое распространение после издания брошюры американского педагога В.Х.Килпатрика. «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе.»(1925 г.). В отечественной дидактике этот метод привлек внимание таких педагогов, как М.И.Махмутов, И.Я. Лернер, но он не был технологически разработан. Поэтому в 1931г. этот метод был запрещен.В конце 60-70х гг. этот метод вернулся в школы, как альтернатива классно-урочной системы в рамках задачи гуманизации образования, чтобы повысить мотивацию обучения. Современный проект учащегося- это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития творчества и формирования определенных личностных качеств учащихся. Цели проектной методики: Способствовать повышению личной уверенности у каждого учащегосяРазвить «командный дух» и «чувство локтя»Обеспечить механизм развития критического мышленияРазвивать исследовательские умения учащихся, наблюдение умение строить гипотезы, обобщать, анализировать. Теоретические позиции, на которые опирается проектная методика: Личностно-деятельностный подход к уч-ся, т.е. учащийся выступает как активный субъект учебной деятельностиКомплексный подход – опора на знания различных учебных дисциплин.Связь обучения с жизньюЛичностно-ориентированный подход – формирование личностных качеств, необходимых в современной жизни: умение работать в коллективе. Ответственность за выбор и решения, умение анализировать результаты деятельности Система действий учителя и ученика. 1 этап– Целеполагание: Учитель представляет ситуации, позволяющие выявить одну или несколько проблем по изучаемой теме. Таким образом, процесс проектирования начинается с создания проблемной ситуации. Учитель направляет детей в нужное русло с помощью наводящих вопросов, заставляя размышлять. Учащиеся определяют цель, которую они должны достичь. На этом этапе выбираются рабочие группы. Каждая группа получает конкретное задание, нацеленное на решение поставленных проблем. Желательно, чтобы эти проблемы были близки и понятны учащимся. 2 этап– Планирование: Выдвигаются различные гипотезы решения поставленных задач и каждая и них обсуждается. Иногда этот этап называют подготовительным. Работа ведется сразу по двум направлениям: раскрытие содержания проекта и освоение языкового и речевого материала, необходимого для его выполнения. Активизируется языковой материал: лексика, грамматика, с помощью лексических и грамматических упражнений. Каждая группа выбирает одну из гипотез и обсуждает её. 3 этап– Выбор методов проверки принятых гипотез: Работа в группах. Чаще всего выбирают метод исследования причинно-следственных связей на основе изучения дополнительных источников информации. Учащиеся выбирают и форму представления результатов проектирования. 4 этап– Выполнение: Самостоятельная работа учащихся в группах, работа с различной информацией, поиск фактов, которые подтверждают или опровергают гипотезу. Результаты работы оформляются и готовятся для защиты. 5 этап– Защита: Подведение итогов работы различными способами: выставки, конкурсы, беседы за «круглым столом», конференции, ролевые игры. Опираясь на факты, аргументы, каждая группа защищает свой проект. Другие учащиеся задают ей вопросы, высказывают свою точку зрения. При защите учитывают: Качество представленного материала: композиция, полнота, аргументированностьОбъём и глубину знаний по темеКультуру речи, наглядностьУстные ответы на вопросы учащихсяПри этом даже неудачный проект имеет положительное значение. Оценка проекта. Оценивать проект довольно сложно, т.к. нет эталона, на который все должны равняться и сравнивать с ним. Обычная 5-ти балльная шкала оценки не подходит. Можно оценивать по 3 показателям: содержание, оформление, защитаМожно выбрать экспертную группу из учителя и учащихся (не менее 3 человек), их среднеарифметическая оценка и будет результатомМожно выбрать: «самый красочный», «самый содержательный», «самый обоснованный» проект и т.д.Можно применить рейтинговую систему по индивидуальным картам на учеников Виды проектов. По форме: видеофильм, телепрограмма, интервью, репортаж, макет, стенгазета, схема, плакат, коллаж, комикс, афиша, альбом и др..По объему : краткосрочные (2-6 часов), среднесрочные (12-16 часов), долгосрочные По содержанию:информационные (сбор информации о каком-либо предмете, явлении, анализ и обобщение фактов).исследовательские (аргументация, проблемность) монопредметные и межпредметныеролево-игровые (уч-ся выступают в роли литературных персонажей, выдуманных героев)практико-ориентированные (результаты ориентированы на интересы учащихся)творческие (в форме газеты, сочинения, видеофильма) Чаще всего бывают смешанные виды проектов.По количеству участников: личностные, парные, групповые По форме презентации проекта: драматизация, сообщение, комментарии, ролевая игра, шоу, выставка, конференция, круглый стол. Принципы проектной методики. Связь идеи проекта с реальной жизньюИнтерес к выполнению проекта со стороны всех его участниковВедущая роль консультативно-координирующей функции преподавателясамоорганизация и ответственность участников проектаМонопредметный и межпредметный характер проектовВременная и структурная завершенность проекта Заключение. Применение ПМ в средней школе позволяет отказаться от традиционной схемы авторитарного обучения, когда главным источником информации и жизненного опыта выступает учитель. Этот метод предполагает самостоятельное добывание знаний и опыта обучаемыми в реальной жизни, развивая самостоятельность, инициативу и творчество.Хотя метод проектов эффективен в обучении иностранному языку, но все же нельзя чрезмерно увлекаться им. Слишком частое обращение к проектам ведет к быстрому утомлению учащихся, перегрузке и нежеланию принимать активное участие в них. При умелом сочетании этого метода с другими достигается наилучший результат.Проекты соотносятся с изучаемой темой и разрабатываются по мере изучения темы, т.е. в основном это большие проекты. Содержание проекта соответствует уровню развития детей и языковых знаний. Для учащихся с низким уровнем языковых знаний (т.е. на начальном этапе обучению иностранному языку) есть хорошая возможность выразить свои идеи такими невербальными способами как: рисунки, фото, картинки, планы, карты, схемы, таблицы, рекламные проспекты, коллажи, и т.д.. Главное – поддержать интерес к теме путем разнообразия приемов обучения.Важный момент ПМ – это возможность выражать свое мнение, делать выводы. Это – самое трудное, с этим справляются самые сильные учащиеся.И последнее, все проекты являются временно завершенными, т.е. в любое время можно продолжить работу по каждой из тем, дополнить проект новыми разработками.