Психологическая готовность педагогов к инклюзивному образованию
Психологическая готовность педагогов к реализации инклюзивного образованияТорлопова М.В.педагог – психолог МБОУ «СОШ № 24»Г. Чебоксары
Современная система образования развитого демократического сообщества призвана соответствовать индивидуальным образовательным потребностям личности, в том числе:потребности в полноценном и разнообразном личностном становлении и развитии – с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей (личностная успешность);потребности в органичном вхождении личности в социальное окружение и плодотворном участии в жизни общества (социальная успешность);потребности в развитости у личности универсальных трудовых и практических умений, готовности к выбору профессии (профессиональная успешность).
Включение детей с особыми образовательными потребностями (детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями в развития) в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования. Такой подход терминологически связан с процессом, который называется инклюзия в образовании, и, соответственно, образование в русле этого подхода – инклюзивное образование.
Согласно ст.2, п. 27 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование – «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Иными словами, инклюзивное образование – процесс совместного обучения детей нормы и детей с ненормативным развитием, их включение на равных в контекст широкого социокультурного взаимодействия
На необходимость вовлечения детей с отклонениями в развитии в среду нормально развивающихся сверстников указывал Л.С. Выготский: «Чрезвычайно важно с психологической точки зрения не замыкать аномальных детей в особые группы, но возможно шире практиковать их общение с остальными детьми» [Выготский, 1983]. Первые попытки совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и их нормально развивающихся сверстников были сделаны еще в начале 90-х гг. XX в. в связи с реформами политических институтов и демократическими преобразованиями России. Однако, не смотря на это, процесс инклюзии до настоящего времени не приобрел признаков устойчивой тенденции.
Первичным и важнейшим этапом подготовки системы образования к реализации процесса инклюзии является этап психологических и ценностных изменений и уровня профессиональных компетентностей ее специалистов. Согласно национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей с ОВЗ.
Большая часть учителей массовой школы не готово к работе с детьми с особыми образовательными потребностями. У них появляются такие психологические «барьеры» как: страх перед неизвестным, страх вреда инклюзии для остальных участников процесса, негативные установки и предубеждения, профессиональная неуверенность учителя, психологическая неготовность к работе с «особыми» детьми. Это ставит серьезные задачи перед руководителями образовательных учреждений, реализующих инклюзивные принципы, по формированию психологической готовности педагогов к реализации инклюзивного образования.
В структуру психологической готовности входят следующие компоненты:эмоциональное принятие детей с различными типами нарушений в развитии (принятие-отторжение);готовность включать детей с различными типами нарушений в деятельность на уроке (включение-изоляция);удовлетворенность собственной педагогической деятельностью.
Одним из базовых психологических процессов, влияющим на эффективность деятельности учителя, который занимается включением ребёнка с особенностями в развитии в процесс общего образования, становится эмоциональное принятие такого ребёнка. Эмоциональное принятие имеет профессиональный «барьер» – учитель психологически не принимает того ребёнка, в успешности обучения которого он не уверен. Он не знает, как оценивать его индивидуальные достижения, каким способом проверять его знания. Для того, чтобы процесс эмоционального принятия педагогом детей с ограниченными возможностями здоровья был успешен, у учителей необходимо формировать эмпатию по отношению к такому ученику.
Способность к сопереживанию не только повышает адекватность восприятия «другого», но и ведет к установлению эффективных, положительных взаимоотношений с учащимися. Проявление эмпатии находит эмоциональный отклик у учащегося, и между ним и педагогом устанавливаются положительные отношения.
ppt_xppt_y
ppt_xppt_y
Также базовым компонентом психологической готовности к реализации идей инклюзивного образования выступает мотивационная сфера педагога, которая обусловливает целенаправленный, сознательный характер его действий и определяет потенциальные возможности личности. Именно в мотивационной сфере отражаются и проявляются наиболее значимые характеристики психологической готовности к инклюзивной практике, которые проявляются в понимании и принятии себя и другого как уникальной сущности.
Одним из самых важных профессиональных качеств является его стрессоустойчивость. Фактором социальной адаптации к стрессовым ситуациям является развитая социально-психологическая толерантность (терпимость) личности педагога. Педагогу в профессиональной деятельности часто приходится проявлять толерантное отношение к необычному внешнему виду воспитанников, к их неадекватному поведению, нечеткой речи.
Таким образом, психологическая готовность педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья предполагает сформированность комплекса качеств, которые основываются на личностных ресурсах. Психологическая готовностьэмоциональное принятие детей с различными типами нарушений в развитии,мотивационные установки, нравственные принципы, установки восприятия «другого»,личностная готовность, воплощённая в личностных установках на ученика, внутренняя детерминация активности личности педагога.
Литература. Алехина, С.В., Алексеева, М.А., Агафонова, Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса вобразовании / С.В. Алехина // Психологическая наука и образование.2011. - № 1. - С. 83-92. Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т. М.. 1983. Деркач, А.А., Кузнецов, Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. - М., 1993. – 168 с. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Д.Медведевым 04.02.2010 г. Пр-271)Соловьева Л.Г. Подготовка педагога к реализации инклюзивной практики Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Хомутова М.Н. Психологическая готовность педагогов к реализации инклюзивного образования // Инклюзивное образование: проблемы управления и технологий реализации: сборник материалов II педагогических чтений им. Первого министра общего и профессионального образования Свердловской области В.В. Нестерова. – Екатеринбург. СОПК, 2013. Часть 3. – 89 с.
Спасибо за внимание!