Организация внеурочной деятельности в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС ООО через курс «Занимательная физика»


Организация внеурочной деятельности в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС ООО через курс«Занимательная физика» Выполнила: Григоренко Л.П.МБОУ «Краснощековская СОШ №1»Largri@yandex.ru Внеурочная деятельность - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации ( Д.В. Григорьев) Требования стандарта к организации внеурочной деятельности школьников Неотъемлемая часть образовательного процесса в школеСпособствует в полной мере реализовать требования ФГОС ОООНаполнение конкретным содержанием данного раздела находится в компетенции образовательного учрежденияЧасы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихсяАудиторных занятий не должно быть более 50%Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты Цель внеурочной деятельности: Создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций Ориентиры в организации внеурочной деятельности школы: запросы родителей, законных представителей учащихся;приоритетные направления деятельности школы;интересы и склонности педагогов; рекомендации психолога как представителя интересов и потребностей ребенка. Направления внеурочной деятельности Спортивно-оздоровительноеОбщеинтеллектуальное Общекультурное Духовно-нравственное Проектная деятельность АКТУАЛЬНОСТЬ младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению физики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности;программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами физики, расширить целостное представление о проблеме данной науки, развивать умения самостоятельно думать, решать творческие задачи, выполнять практические задания;программа соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Внеурочная деятельность связанная с изучением курса «Занимательная физика», предусматривает организацию проектной деятельности, нацеленной на освоение содержания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий, проектирование решения тех или иных проблем. Формы проведения занятий экскурсиикружки секцииконференции диспуты школьные научные общества олимпиадыпоисковые и научные исследования социальные проектыобщественно полезные практики и др. Разработка программы Рабочая программа курса составлена в соответствие с требованиями к рабочим программам курсов внеурочной деятельности, на основе Положения о внеурочной деятельности ООО нашего ОУ, а так же авторской программы Шулежко Е. М., Шулежко А. Т. «Физика» 5–6 классы. Место занятий внеурочной деятельностью в учебном плане Программа рассчитана на 70 часов (35 – 5 класс; 35 – 6 класс).Занятия по программе -1 раз в неделю. Продолжительность занятий -40 мин (50% из них неаудиторной занятости). Форма организации образовательного процесса –групповая.Срок реализации программы –2 года. Программа предназначена для детей 9-11 лет. Основные принципы работы по программе:Принцип тесного сотрудничества детей, родителей и педагога;Принцип разноуровнего и развивающего обучения; Цель изучения курса: развитие интереса и творческих способностей младших школьников при освоении ими метода научного познания;приобретение учащимися знаний и чувственного опыта для понимания явлений природы, многие из которых им предстоит изучать в старших классах школы; формирование представлений об изменчивости и познаваемости мира, в котором мы живем;освоение учащимися приемов работы с информацией, характерной для естественно- научных курсов. Задачи курса: знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы (наблюдение, опыт, выявление закономерностей, моделирование явления, формулировка гипотез и постановка задач по их проверке, поиск решения задач, подведение итогов и формулировка вывода, создание проектов); приобретение учащимися знаний о физических явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;понимание отличия научных данных от непроверенной информации; формирование у учащихся умения наблюдать и описывать явления окружающего мира в их взаимосвязи с другими явлениями. Содержание программы: 5 класс:Мы познаем мир, в котором живем. Пространство. Время. Движение. Взаимодействия. 6 класс:Строение вещества. Тепловые явления. Электромагнитные явления. Звуковые явления. Световые явления. Литература, использованная для составления программы «Занимательная физика» Используемое оборудование Датчики для проведения экспериментов: температуры, расстояния, частоты сердечных сокращений, содержания кислорода, света;Электронный микроскоп;Физическое оборудование L -микро Основные виды деятельности Знакомство с физическими явлениями;Решение занимательных задач;Знакомство с научно –популярной литературой, связанной с физикой;Занимательные опыты;Творческие работы;Проведение экспериментов;Самостоятельные работа; работа в парах, в группах;Проектная деятельность. Исследовательская проектная деятельность позволяет ученику самостоятельно осваивать содержание, работая с разнообразными источниками информации, приборами, лабораторным оборудованием Примерный список проектов Основное содержание по темам Примерные темы проектов Тема 1.Мы познаем мир, в котором живем (6 часов) «Как проводить наблюдения?»«Как проводить опыты»«Зачем нужны точные наблюдения?»«Измерительные приборы»«Опыты Галилея» «Меры длины» «Планета Земля – наш дом»«История происхождения метра»«Точность измерения» Метапредметные результаты обучения при изучении курса «Занимательная физика»: формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, при помощи таблиц, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач; формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, при помощи таблиц, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач; Личностные результаты обучения при изучении курса «Занимательная физика»: сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения; приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами;приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного характера, доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу. Основные качества и умения учащихся: качества: самостоятельность,инициативность, целеполагание, креативность; умения: исследовательские, оценочные, информационные, презентационные, рефлексивные. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование осознанного отношения к профессиональному самоопределению; усвоение курса способствует успешному овладению школьниками естественнонаучными знаниями; учащиеся, в полном объеме используя свой творческий потенциал, учатся ставить перед собой учебные цели и задачи, выдвигать гипотезы, делать выводы;все это приводит к развитию интереса к физике. Работа на занятиях