Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Работа с родителями, как часть коррекционно-образовательного и воспитательного процесса (использование нетрадиционных форм)»
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ«Работа с родителями, как часть коррекционно-образовательного и воспитательного процесса (использование нетрадиционных форм)» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 «РОСИНКА» Воспитатели: Генрих И.В г. Шарыпово2015г. « Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте — родители и педагоги». Макаренко А. С. Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Задачи : 1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.2.Активизировать педагогическое мышление педагогов на основе использования нетрадиционных форм работы с родителями, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.3. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы. Актуальность В современном обществе идет становление новой системы дошкольного образования, которая ориентирует нас на активное взаимодействие с родителями, им отведена особая роль. Родители должны участвовать в реализации коррекционных и общеобразовательных программ, создавать в семье условия благоприятные для общего и речевого развития ребенка, взаимодействовать с педагогическими работниками по преодолению речевых нарушений у детей. Т.е. родители должны быть активными участниками коррекционно-образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями. Осознанное включение родителей в совместный с воспитателями, учителем-логопедом коррекционный процесс, создание единого пространства речевого развития ребёнка позволяет значительно повысить эффективность работы. Нетрадиционные формы работы можно разделить на 4 группы:информационно-аналитические, наглядно-информационные, досуговые, познавательные. Информационно-аналитические формы работы. Цель: Сбор, обработка и анализ данных о семье ребенка, уровне педагогической компетентности родителей, их запросах, интересах, потребностях, отношении к ребенку и перспективам его развития.Родительское интервью.Родительский телефон доверия.Патронаж семей воспитанников воспитателями (по необходимости).Ознакомление родителей с документацией воспитателей и логопеда. Наглядно-информационные формы работы. Цель: Знакомство с условиями, содержанием, методами и приемами развития и воспитания детей.Информационный родительский уголок или Выпуск газет. Организация выставок. Дни открытых дверей группы.Прайс-листы.Мини-библиотека.Видеотека. Интернет-страничка для родителей.Интерактивная форма работы в перспективе. Проведение коррекционных занятий в домашних условиях в режиме – онлайн по скайпу. Цель: Установление эмоционально теплых отношений между родителями и детьми, между родителями и специалистами, атмосферы доверия и сотрудничества.Речевые праздники.Совместные досуги и развлечения для детей и родителей.Спортивные досуговые мероприятия, походы, экскурсии.Вернисаж совместного творчества.Родительский уголок творчества.Совместные проекты.Семейный фото-стенд, фото - выставка.Выставки семейных коллекций.Спектакли. Конкурсы творчества. Досуговые формы работы. Познавательные формы работы. Цель: Ознакомление с особенностями детей, спецификой нарушения, формирование у родителей практических навыков.Лекотека. Создание родительского клуба.Совместные проектыИнформационный журнал “Учимся, играя!” Индивидуальные занятия-практикумы “родитель + ребенок”Семинары – практикумы. Индивидуальные встречи с родителямиИнформационный стенд Родительские собрания нетрадиционной формы « Педагогическая лаборатория» « Читательская конференция» « Аукцион» « Семинар – практикум» « Душевный разговор» « Мастер – класс» « Ток – шоу» На родительских собраниях нетрадиционной формы можно использовать следующие методы активизации родителей. « Мозговой штурм» « Реверсионная мозговая атака, или Разнос»« Список прилагательных и определений» « Ассоциации» « Коллективная запись» « Запись на листах» « Мини- эксперимент» Практическая часть 1.Упражнение «Сортировка» 2.Игра «Подбери словечко» 3.Игра «Диаграмма» Рефлексия «Не знаю как вам, а мне…» Закончи фразу ««Не знаю как вам, а мне…» (педагоги могут говорить о своем эмоциональном состоянии, о знаниях, которые получили либо освежили в памяти и т.д.) Вывод: Участвуя в коррекционно – образовательном процессе, нетрадиционных формах работы, родители постепенно становятся активными участниками, ответственно относятся и к выполнению домашних заданий и к другим нетрадиционным формам взаимодействия и сотрудничества воспитателей, учителя – логопеда и педагогов ДОУ. Только тесный контакт в работе воспитателей, логопеда, педагогов ДОУ и родителей способствует раннему устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а следовательно и дальнейшему полноценному школьному обучению. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Т. Н. Доронова «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями». М., 2002 2. О. В. Солодянкина «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие дляработников ДОУ». Изд. «Аркти», М. 20053. О. Л. Зверева, Т. В. Кротова «Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект». изд. Творческий центр «Сфера». М, 20054. Родительские собрания в детском саду/ Авт.-сост. С.В. Чиркова – М.: ВАКО,2011.5.Горшенина В.В., Самошкина И.В. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания / В.В. Горшенина, И.В. Самошкина.- М.:Глобус.2007.6. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Маейр А.А. Работа с родителями в детском саду:Этнопедагогический подход. - М.:ТЦ Сфера,2005. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)7. Детский сад-семья: аспекты взаимодействия /Авт.-сост. Глебова С.В.-Воронеж,2007.8. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В. Кудрявцева. Детский сад и семья. Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей 2007. 9. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ: Методическое пособие,2009.10. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М., 2009.