Презентация по русскому языку на тему Простое и сложное предложение (5 класс)
ПРОСТОЕ и СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.ПОВТОРЕНИЕ. 5 класс. Автор-составитель: Миронова Евгения Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ Капсальская СОШ им. Д.А.Ходуева
.Цель урока: повторить ,закрепить знания о простом и сложном предложении.Задачи:Обучающая: совершенствовать и развивать навыки в определении простых и сложных предложений, в умении давать характеристику предложениям, в постановке запятой при однородных членах, в сложном предложении, тире между подлежащими сказуемым.Развивающая: развитие мышления, памяти, совершенствование грамотной речи, обогащение словарного запаса, расширение кругозора обучающихся.Воспитывающая: воспитывать чувство языка, необходимое для красивой и грамотной речи, развивать в учениках творческое начало, любознательность, стремление к сотрудничеству.
I. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.ВАГОН ВОКЗАЛ ЗДАНИЕКОРЗИНА ПЛАТФОРМА РЕМЕНЬ КАНАЛ 1.Это слово триста лет назад в английском языке означало «зал госпожи Во, Вокс-холл». Что это за слово?2. Это французское слово сперва обозначало «плоская крыша дома». Теперь мы употребляем это слово в смысле «любая ровная площадка из твердого материала». Что это за слово?3. В немецком языке это слово означало «повозка, тележка», оно того же корня, что и русское слово ВОЗ. Что это за слово?4. Это слово исконно русское, от глагола КОРЗИТЬ. Что значило это слово в древнерусском языке?5. В старославянском языке глагол ЗЬДАТИ обозначал «лепить», ЗЬДЪ- «глина». Какое современное слово произошло от этих слов?6. Это слово пришло в наш язык в эпоху Петра I. В немецком языке оно являлось производным от слов ТРОСТНИК, ТРУБКА. Что это за слово?7. Это слово общеславянское, очевидно, оно того же корня, что и ЯРМО. Что это за слово и как оно связано с первоначальным значением»Запомните правописание слов. Слова в языке имеют свою историю. Происхождением слов занимается ЭТИМОЛОГИЯ. Решите этимологические задачки.
3.4.
II. Повторение темы «Простое предложение»1.2.
а) Языковый эксперимент.Определите границы предложений, поставьте нужные знаки препинания.Чудесное осеннее утро березки стоят в золотых сарафанах клены роняют свои резные листья осыпались последние цветы но что это кто нарушил тишину это красавцы журавли отправились в свой дальний путь счастливого пути журавушки
Он видел не только огородные плантации с балаганами и водокачками но и русло будущего канала.Бледно-серое небо светлело и холодело и синело.На высохшем мху на лиловом бурьяне на мягкой пыли дороги на тонких стволах на чистых листочках молодых берез лежал ясный и кроткий свет уже беззнойного невысокого солнца.Беспрерывный гул трескотня и тучи дыма висели над горой заволакивали солнце.Врага колет не только штык но и колос.Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в его голове. Радостно молодо было на земле и на небе и в сердце человека.б) Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните свой выбор.
1. Поговорка цветочек пословица ягодка.2. Попытка не пытка а спрос не беда. 3. Лес как сказочный камыш а камыш как лес-малыш. Тишь как жизнь, и жизнь как тишь. 4. Жизнь не зрелище и не праздник жизнь трудное занятие. 5. Человек это солнце чувства его планеты. 6.Для медведя кустарник его дом. 7.Зерно провеянное это частица щедрости земной. 8. Стоять молча значит показать свою нерешительность.9. Великое несчастье неумение переносить несчастье. (Бион)10. Упрямство вовсе не твердость характера а слабость или просто боязнь нового неведомого. 11.«Один в поле не воин» устаревшая пословица. в) Перепишите, расставляя, где необходимо, знаки препинания
1.2.III. Повторение темы «Сложное предложение»
3.
Приближался рассвет торопливый посветлела небесная высь. 2. Скрипит земля морозная сияет небо звёздное сверкают на сугробах огоньки. 3. Мы пришли потому что нас пригласили. 4. Когда растает в лесу снег набухают на берёзах смолистые душистые почки. 5. Прошла весна настало лето и везде появились одуванчики. 6. Витя узнал что галки всегда провожают грачей. 7. Когда вывелись утята мы первое время держали их на кухне. 8. Если урожай шишек велик белки не умрут от голода. 9. Сучья у елки опустились вниз потому что росла она в тени. а) Перепишите. Подчеркните грамматические основы в предложениях. Расставьте знаки препинания.
В этом году мы начинаем изучать историю русской литературы. Знать историю русской литературы — потребность каждого культурного человека. С именем М. В. Ломоносова мы могли бы встретиться не только на уроках химии, физики, астрономии, литературы, но и на уроках русского языка. М. В. Ломоносов — автор первой русской грамматики. «Слово о полку Игореве» написано на древнерусском языке. Мы читаем «Слово о полку Игореве» в переводе.б) Из данных простых составьте сложные предложения, используя подходящее средство связи и устраняя повтор слов. Запишите полученные предложения, расставляя знаки препинания.Объясните, какие новые оттенки значения появились в сложных предложениях по сравнению с простыми, из которых они составлены.
IV. Проверочная работа.«ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»1.Наступили осенние дни, и по небу поплыли серебристые облака.2.Осенние листья темнеют и теряют свои яркие краски.3.Наступила осень, и птицы потянулись к югу.4.Пришла осень, и листья опали.5.Листья потемнели и шуршат при ветре.6.Полил сильный дождь, и земля намокла.7.Потянул ветер, и туча заволокла горизонт.8.Прилетели птицы и наполнили своим пением лес.9.Лил серый дождь, и даль была черна.10.Листья падали на землю и устилали ее разноцветным ковром.11.Сверкнула молния, и разразилась гроза.12.Выплыло из-за туч солнышко и разослало на землю свои лучи.13.Утром дождь перестал, и уже через час трава высохла.14.Утром шел дождь, и в лесу все еще сыро.15.В лесу я отыскиваю большую кучу осенних листьев и набиваю ими полный мешок.16.Небо медленно заволокли тучи, и по лесу прошел ветер.Определите, какие предложения являются простые, а какие-сложные. Напишите номера.
Простое2, 5, 8, 10, 12, 15Сложное1, 3, 4, 6, 7, 9, 11, 13, 14, 16Ответы:
«Лист самооценки»Узнал что-то новое Расстроился Удивился НаучилсяПолучил радостьНичего не понял Я
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!