Презентация.Роль дидактической игры в усвоении грамматических категорий словообразования и словоизменения.


Роль дидактической игры в усвоении грамматических категорий словообразования и словоизменения.Канзычакова Наталья АлександровнаУчитель-логопед МБДОУ Белоярский детский сад «Теремок» «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания» Н. К. Крупская. Игра способствует развитию нескольких качеств:требует участия различных органов и психических процессов;вызывает разнообразные эмоциональные переживания;игра учит жить ребёнка и трудится в коллективе;воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость и инициативу. Проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многие исследования направленные, на изучение теории ролевой творческой игры таких авторов как: Л.С. Выготский, С.А. Рубинштейн, Ф.И. Фрадкина, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин, Т.Е. Конникова, Р.И. Жуковская, А.В. Черкова, Т.А. Маркова, Н.Я. Михайленко, Р.А. Иванова и др. Изучением особенностей и значением дидактических и подвижных игр занимались Е.И. Радина, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова, В.Р. Беспалова, З.М. и д.р. Овладение грамматическим строем языка осуществляется:Основа познавательного развитияОсвоение предметных действийИграТруд «Повтори предложение». «Образование существительного множественного числа в именительном и родительном падежах».«Исследование навыков слово-образования».«Дополнение предложений предлогами». Диагностические задания Задачи по формированию лексико-грамматических средств языкаРазвивать понимание устной речи.Формировать навыки словообразования.Совершенствовать умения сочетать притяжательные местоимения с существительными.Учить образовывать относительные прилагательные.Упражнять в образовании простейших синонимов и антонимов.Учить использовать в речи предлоги. Все виды игр можно объединить в две большие группы: Творческие игры (сюжетно-ролевые); Игры с правилами ( дидактические ). Дидактические игры условно делятся на: Предметные игры (бочонки, шары, деревянные конусы, матрешки, грибки, семена, кольца, листья и т.д.) Настольно-печатные (лото, домино, разрезные картинки, складные кубики, игры типа «лабиринт»). Словесные игры ( «Краски», «Черное и белое», «жмурки»). Игра «Пиф считает»:Цель: Образовывать формы родительского падежа множественного числа.Материал: Собака Пиф.Организация:Логопед: дети, к нам пришел совершенно необыкновенный пес. Как тебя зовут?Пёс: Я Пиф. Я умею считать. Вот спросите меня: «Пиф, сколько у тебя хвостов?»- и я отвечу.Логопед: Пиф, сколько у тебя хвостов?Пиф: У меня один хвост. А теперь спросите про уши (брови, глаза, нос, рот, щеки, лапы). Пиф не отвечает на вопрос до тех пор, пока ребёнок не образует правильно форму.  Игра «Три линейки»:Цель: Ориентироваться на окончание слов при определении родовой принадлежности существительных.Материал: Лесенка имеющая три ступеньки. Мелкие игрушки и предметы, обозначаемые существительным мужского, женского и среднего рода (блюдце, ведро, яйцо, яблоко, полотенце и т.д.).Организация:-У нас есть разные предметы. Рассмотрите их. Надо разложить эти предметы так, чтобы на нижней ступеньке были те предметы, про которые мы говорим один, на второй-одна, на третий-одно. Найдите предметы, про которые мы говорим «один». Игра: «Один – много».Цель: Учить образовывать формы существительных множественного числа. Спасибо за внимание