Презентация по междисциплинарному курсу Специальные методики воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии
Специальность 050704 «Дошкольное образование»Квалификация: «Воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной квалификацией – воспитатель детей дошкольного возраста для детей с недостатками умственного и (или) речевого развития» Роль воспитателя в системе коррекционной работы по устранению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста Предмет: «Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению»Раздел V: Общее недоразвитие речиПреподаватель: Морозова О.МГруппа: 31 Государственное бюджетное образовательное учреждениесреднего профессионального образования (ССУЗ)«Челябинский педагогический колледж №2» Входной тест ВОПРОС 1Дополните определение Общее недоразвитие речи – это недоразвитие всех ___________ речевой системы в целом. ВОПРОС 2Установите соответствие причин ОНР и видов их классификации Поражение речевых зон КГМ в результате асфиксииНеправильное речевое воспитание Социально-психологическиеПсихоневрологическиеФункциональныеОрганические ВОПРОС 3Выберите автора понятия «общее недоразвитие речи» из представленных персоналий Т.Б. ФиличеваР.И. ЛалаеваР.Е. ЛевинаГ.В. Чиркина ВОПРОС 4Сколько уровней ОНР выделяется в современной логопедии 1
2
3
4
5 ВОПРОС 5Проанализируйте образец речи ребенка пяти лет и определите какой компонент речи у него сформирован качественно более ниже? Мама мне купийа зойтую пйатью! Недоразвитие звукопроизношенияНедоразвитие лексикиНедоразвитие грамматического строя речи ВОПРОС 6Проанализируйте образец речи ребенка четырех лет и определите какой компонент речи у него сформирован качественно более ниже? Летом я пый а папушки и тетушки тейевне. Недоразвитие звукопроизношенияНедоразвитие просодикиНедоразвитие фонематического восприятия ВОПРОС 7Какие виды нарушений звукопроизношения чаще других встречаются у старших дошкольников с ОНР КаппацизмыХитизмыРотацизмыЙотацизмыЛамбдацизмы ВОПРОС 8Кто планирует индивидуальную коррекционную работу с детьми с ОНР в условиях группы компенсирующего вида? ТифлопедагогВоспитательУчитель-логопедСпециалист из ПМПК ВОПРОС 9Сколько времени может длиться индивидуальное коррекционное занятие со старшим дошкольником с ОНР? 10-15 мин7-10 мин7-15 мин20-25 мин ВОПРОС 10Какие виды документации обеспечивают взаимодействие в работе всех субъектов образовательного процесса группы компенсирующего вида? Журнал мониторинга развития детей группыРечевые карты детей группыИндивидуальные тетради детей группыТетрадь взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя Входной тест Ключ Компонентов 2) 1-4 2-1 8) 2,3 3) 3 9) 34) 4 10) 3,45) 1,36) 1,37) 3,5 Роль воспитателя в системе коррекционной работы по устранению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста Предмет: «Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению»Раздел V: Общее недоразвитие речиПреподаватель: Морозова О.МГруппа: 31 Государственное бюджетное образовательное учреждениесреднего профессионального образования (ССУЗ)«Челябинский педагогический колледж №2» Задачи: 1) Закрепить знание этиологии, классификации и возрастных особенностей детей с ОНР. Продолжать учить осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Учить планировать, организовывать и проводить индивидуальную работу с детьми с ОНР в течение дня; вести документацию, обеспечивающую взаимосвязь в работе воспитателя и логопеда. 2) Развивать способность анализировать процесс и результаты организации индивидуальной коррекционной работы с детьми с ОНР; способность оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. Формировать профессиональную речь, позволяющую свободно использовать терминологию логопедии в практической.3) Воспитывать понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии. План: Общее недоразвитие речи как педагогическая проблема в практике логопедии.Возможности организации коррекционно-педагогической работы воспитателя в структуре режима дня группы компенсирующего вида дошкольного учреждения.Особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в условиях группы компенсирующего вида.Планирование, организация и проведение индивидуальной коррекционной работы воспитателя с детьми с ОНР по заданию логопеда. Роль воспитателя в системе коррекционной работы по устранению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста Предмет: «Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению»Раздел V: Общее недоразвитие речиПреподаватель: Морозова О.МГруппа: 31 Государственное бюджетное образовательное учреждениесреднего профессионального образования (ССУЗ)«Челябинский педагогический колледж №2» Впервые термин «общее недоразвитие речи» был введен Р.Е. Левиной и группой ученых ИКП РАО (г.Москва) в 50-60-х годах 20 века Уровни общего недоразвития речи Классификация общего недоразвития речи Понятие «общее недоразвитие речи» Структура речевого дефекта общего недоразвития речи Связное высказывание детей пяти лет Тупия сима. Ипай сек. Сек идет, сек, делева. Соя тает Сину а санкам. Девитька аблудилась лесу. Глядит домик. Селя а большой тул. Упаля. Босей медедь сел. Влезя а другой. Недобно. Влезя а маликий тулик. Помаля. Пать сля комнату. Болсая коват недобна. Исо ковать пахая. Лезя а маликую. Холосая коват. Аснуля. Пасли ведмеди у—у—у. Девитька паснулась, безаля. «Ляля». «Би-би». «Пат». «Ы» (показывает на куклу, которая лежит в машине с закрытыми глазами). Кошка вовит мышку. Кот залез в ботинок, чёбы мышку свовить. Кот посмотеу в ботинок, а там мышки нету, пому она убежава. Кошки мовоко любят и мышки любят. Кот павеяет мышку. Мышка от батинка к дыочки убегва, а котик смотит. Тетрадь взаимосвязи в работе учителя-логопеда и воспитателя Дата Задание логопеда Отметка о выполнении 20.11.13 Закрепление артикуляционного уклада звука С и целенаправленной воздушной струи у Киры. Автоматизация звука С в словах.Закрепить навык осознанного деления слов (кабачок, лук, томат, редис и т.п.) на слоги. ++з Примерный режим дня в группах компенсирующего вида (ОНР) 7.00 – 8.30 - прием детей, дежурства, утренняя гимнастика, самостоятельная деятельность детей8.30 - 9.55 – завтрак, подготовка к образовательной деятельности9.00 -10.10 – образовательная деятельность9.30 – 12.30 – индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия10.20 – 12.20 – прогулка12.35-13.05 – подготовка к обеду, обед13.05 – 15.00 – дневной сон15.00 – 15.20 – подъем, закаливание, полдник15.20 – 16.20 – игры, труд, самостоятельная деятельность детей16.20 – 18.00 – вечерняя прогулка Модель, отражающая роль педагога в коррекционном процессе в группах для детей с ОНР Графическая;Художественная;Схематичная;Кластер;Поэтичная и др. Модель, отражающая роль педагога в коррекционном процессе в группах для детей с ОНР Задачи совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя в коррекционном процессе в «логопедических» группах – логопед корригирует речевые дефекты и формирует правильные речевые навыки у детей-логопатов;– воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки. Взаимодействие логопеда и воспитателя Функции логопеда Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них. Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи. Работа по коррекции звукопроизношения. Функции воспитателя Диагностика и мониторинг сформированности игровой, трудовой, познавательной и др. видов деятельности; усвоения программного материала. Закрепление навыков правильного речевого дыхания, чувства ритма речи, работа над просодической стороной речи. Постоянное совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики. Системный контроль над поставленными звуками в процессе всех режимных моментов. Взаимодействие логопеда и воспитателя (продолжение) Функции логопеда Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Работа по коррекции слоговой структуры слова. Формирование послогового чтения. Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий Функции воспитателя Развитие фонематического восприятия и закрепление навыков звукового анализа и синтеза. Закреплять навык удержания слоговой структуры слов. Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов и во всех видах образовательной деятельности. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения. Закрепление навыков послогового чтения. Взаимодействие логопеда и воспитателя (продолжение) Функции логопеда Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений. Предупреждение нарушений письма и чтения. Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, вербальная память, слуховое внимание, слуховое восприятие. Функции воспитателя Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания). Закрепление навыков чтения и письма. Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале. Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда. Взаимодействие логопеда и воспитателя Функции логопеда Функции воспитателя Закрепляет вновь сформированные логопедом речевые умения и навыки в индивидуальных занятиях и в различных видах детской деятельности во всех режимных процессах. Вывод: Примерное разделение функций воспитателя и логопеда по теме “Овощи” Коррекционные задачи недели Содержание работы воспитателя Содержание работы логопеда Фонематическое восприятие: звук с. Формирование слухового внимания: громко-тихо, твердо-мягко, высоко-низко Характеристика звука С. Знакомство с буквой С.Дифференциация звуков С и СЬ на слух. Звукослоговой анализ и синтез: деление слов на слоги Работа по заданию логопеда на закрепление усвоенных навыков (2 половина дня). Учить осознанному слоговому анализу 2-3 сложных слов; учить проводить анализ звукоряда из 2 звуков. Коррекционные задачи недели Содержание работы воспитателя Содержание работы логопеда Лексика: овощи.Словообразование прилагательных от существительных Расширение, активизация и закрепление словарного запаса по теме на всех проводимых занятиях и в процессе всех режимных моментов. Уточнение лексического запаса, обучение способам образования слов, введение новых слов в связную речь ребенка. ГрамматикаСловоизменение: единственное и множественное число существительных Формирование у детей представления о единичности и множественности предметов (на занятиях по математике, лепке, рисованию, на прогулке).Закрепление новой лексико-грамматической категории в играх в течение дня Знакомство с новой лексико- грамматической категорией. Примерное разделение функций воспитателя и логопеда по теме “Овощи” Коррекционные задачи недели Содержание работы воспитателя Содержание работы логопеда Звукопроизношение:выработка воздушной струи для свистящих звуков Упражнения на силу и целенаправленность выдоха “подуй на укроп”Закрепление произношения звука С в словах. Выработка направленной воздушной струи для постановки свистящих звуков. Автоматизация звука С в слогах, словах и предложениях. Артикуляция Закрепление общего комплекса динамических и статических артикуляционных упражнений для фонетической группы свистящих звуков. Закрепление точности артикулемы звука С, создание артикуляционного уклада звука СЬ Примерное разделение функций воспитателя и логопеда по теме “Овощи” Взаимодействие логопеда и воспитателя Коррекционные задачи недели Содержание работы воспитателя Содержание работы логопеда Речь – движение. Разучивание и проигрывание в течение дня д/и. “Овощи”. Использование д/игр в качестве физминуток. Мелкая моторика. Разучивание упражнений пальчиковой гимнастики “Хозяйка однажды с базара пришла” (во время подготовки к завтраку, обеду); мозаика, шнуровки, волчки и т.д. (2 половина дня). Работа с детьми по заданию логопеда (2 половина дня). Работа по подгруппам с детьми, имеющими нарушения мелкой моторики. Кира Никитина, 5,3 лет.ОНР-III уровня План индивидуального коррекционного занятия воспитателя с Никитиной К.по заданию логопеда Этапы занятия Содержание работы воспитателя Контроль времени Мотивационная часть 2. Основная часть----- 3.Итог Тема:Тип занятия:Форма организации:Средства обучения:План Подведение итогов Задачи Закрепить знание этиологии, классификации и возрастных особенностей детей с ОНР. Продолжать учить осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Учить планировать, организовывать и проводить индивидуальную работу с детьми с ОНР в течение дня; вести документацию, обеспечивающую взаимосвязь в работе воспитателя и логопеда. План 1) Общее недоразвитие речи как педагогическая проблема в практике логопедии. 4) Планирование, организация и проведение индивидуальной коррекционной работы воспитателя с детьми с ОНР по заданию логопеда. 2) Возможности организации коррекционно-педагогической работы воспитателя в структуре режима дня группы компенсирующего вида дошкольного учреждения.3) Особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в условиях группы компенсирующего вида. Подведение итогов (продолжение) Задачи 2) Развивать способность анализировать процесс и результаты организации индивидуальной коррекционной работы с детьми с ОНР; способность оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. Формировать профессиональную речь, позволяющую свободно использовать терминологию логопедии в практической.3) Воспитывать понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии. План 1) Общее недоразвитие речи как педагогическая проблема в практике логопедии. 2) Возможности организации коррекционно-педагогической работы воспитателя в структуре режима дня группы компенсирующего вида дошкольного учреждения. 3) Особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в условиях группы компенсирующего вида. 4) Особенности взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в условиях группы компенсирующего вида. Итоговый тест ВОПРОС 1Дополните определение и соотнесите его с соответствующим понятием 1.– это недоразвитие всех _______ речевой системы в целому детей с первично сохранным интеллектом и нормальным физиологическим слухом2.- это качественно более ______ уровень сформированности того или иного ________речи или всей речевой системы в целом 1.Недоразвитие речи 2.Общее недоразвитие речи ВОПРОС 2Определите основную функцию воспитателя «логопедической» группы 1. Закрепляет вновь сформированные логопедом речевые умения и навыки в различных видах детской деятельности во всех режимныхпроцессах. 2. Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда. ВОПРОС 3Кто из представленных персоналий классифицировал ОНР Т.Б. ФиличеваР.И. ЛалаеваР.Е. ЛевинаГ.В. Чиркина ВОПРОС 4Какой уровень ОНР выделяется в современной логопедии как самый низкий? 1
2
3
4
5 ВОПРОС 5Какие виды нарушений звукопроизношения чаще других встречаются у старших дошкольников с ОНР КаппацизмыХитизмыРотацизмыЙотацизмыЛамбдацизмы ВОПРОС 6Кто планирует индивидуальную коррекционную работу с детьми с ОНР в условиях группы компенсирующего вида? ТифлопедагогВоспитательУчитель-логопедСпециалист из ПМПК ВОПРОС 7Сколько времени может длиться индивидуальное коррекционное занятие со старшим дошкольником с ОНР? 10-15 мин7-10 мин7-15 мин20-25 мин ВОПРОС 8Какие виды документации обеспечивают взаимодействие в работе всех субъектов образовательного процесса группы компенсирующего вида? Журнал мониторинга развития детей группыРечевые карты детей группыИндивидуальные тетради детей группыТетрадь взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя ВОПРОС 9Какой компонент речи корригирует воспитатель, если по заданию логопеда он выполняет следующее упражнение: Упражнение «Четвертый лишний» 1.Активизация лексического запаса2.Развитие навыка словообразования3.Развитие мышления ВОПРОС 10Кого из субъектов коррекционно-педагогического процесса воспитатель консультирует ежедневно: Музыкального руководителяИнструктора ФКРодителейМед. Работника Итоговый тест Ключ Компонентов – 2 низкий, компонентов – 12) 1 8) 3,4 3) 3 9) 14) 1 10) 35) 3,56) 2,37) 3