Презентация Cовершенствование аналитической деятельности заместителя директора по учебной работе


Совершенствование аналитической деятельности заместителя директора школы Цель: ознакомить участников семинара с новыми подходами к совершенствованию аналитической деятельности руководителя школы. Логика педагогического руководства школой такова, что невозможно работать, если мы не будем постоянно анализировать связь настоящего с прошлым и будущим. В.А. Сухомлинский Педагогический анализ – это функция управления, направленная на изучение фактического состояния дел и объективную оценку результатов педагогического процесса. Источниками для педагогического анализа являются: 1. Данные внутришкольного контроля и оперативной информации (таблицы, графики, диаграммы, качественные характеристики). 2. Школьная документация. 3. Анализ посещенных уроков и воспитательных мероприятий. 4. Анализ административных контрольных работ, учебного мониторинга, итоговой аттестации учащихся. 5. Журналы посещаемости учащихся. 6. Организационные проблемы основного и полного среднего образования. 7. Управленческая деятельность администрации школы. 8. Работа с педагогическими кадрами. 9. Материалы анкетирования учащихся, учителей, родителей. 10. Статистические данные и пр. Методы анализа определяются аналитическими исследовательскими умениями завуча школы, к ним относятся:- умение научить;- умение устанавливать обратную связь;- умение сопоставлять;- умение систематизировать;- умение делать выводы;- умение разрабатывать на основе выводов рекомендации. В проведении педагогического анализа можно выделить четыре основных этапа.Первый этап — определение предмета, состава и содержания анализа. Второй этап — структурно-функциональное описание предмета анализа. Третий этап — анализ причинно-следственных связей в следующей логической цепочке: явление — причина — условие — следствие. На этом этапе анализирующий выясняет, почему произошло то или иное явление.На заключительном этапе определяется степень достижения целей, подготавливаются материалы к педсовету по итогам учебного года, формулируются цели и основные задачи на новый период. Основные виды педагогического анализа: оперативный, тематический, итоговый. Оперативный (параметрический) анализ – значит ежедневный. Он направлен на сбор информации о состоянии учебно-воспитательного процесса. Основное содержание параметрического анализа составляет посещение уроков и внеклассных занятий. Тематический анализ направлен на изучение более устойчивых, повторяющихся зависимостей, тенденций в ходе и результатах педагогического процесса. Предметом тематического анализа является система (уроков, внеклассной работы и т. д.). Итоговый анализ охватывает более значительные временные, пространственные или содержательные рамки. Он проводится по завершении учебной четверти, полугодия, года и направлен на изучение основных результатов, предпосылок и условий их достижения. Информация для итогового анализа может быть почерпнута из четвертных, семестровых и годовых контрольных работ, данных официальных отчетов, справок. Анализ урока – важнейшая составляющая оперативного анализа. Человек не должен критиковать другого человека на той почве, на которой он сам не стоит перпендикулярно. Марк Твен Основные виды анализа: развернутый; краткий; аспектный. Типы анализа урока (по М. Махмутову): 1) исчерпывающий; 2) комплексный; 3) сжатый; 4) аспектный. Анализируя уроки, необходимо учитывать следующие конкретные обстоятельства:а) особенности темы;б) возможности школы, наличие кабинетов, технических средств, наглядных пособий, необходимых книг в библиотеке, пришкольных участков;в) состояние данного класса, уровень развития и способностей учащихся;г) индивидуальность учителя, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прошлые результаты работы. Схема разбора урока :а) сам педагог рассказывает о своем уроке, о том, что, по его мнению, удалось, а что нет;б) проверяющий анализирует положительные аспекты урока;в) после этого рассматривают негативные моменты;г) по окончании дают советы по искоренению недостатков;д) после разбора урока педагог снова высказывает свою точку зрения, и к обсуждению проблем привлекают всех присутствовавших на уроке. Типичными недостатками в работе руководителей школы при посещении и анализе уроков являются следующие:- бессистемность, случайность, эпизодичность посещения;- отсутствие целенаправленного контроля качества и эффективности уроков;- недостаточная теоретическая и методическая подготовка к наблюдению и анализу;- ограниченность изучения объектов учебно-воспитательной работы рамками одноразовых наблюдений;- отсутствие четкой программы наблюдения и анализа;- неумение выделить главное и дать учителю квалифицированные рекомендации по повышению эффективности урока. Основные этапы анализа урока: определение внешних характеристик; выяснение особенностей и установление связи между наблюдаемыми явлениями; подведение на этой основе итогов. Элементы этапов урока: - содержание учебного материала;- методы обучения;- формы организации познавательной деятельности учащихся. ПРИЛОЖЕНИЕ1. Ориентировочные графики контроля за состоянием учебно-воспитательного процесса.2. Виды внутришкольного контроля.3. Виды анализа урока.4. Схема самоанализа урока.5. Алгоритм самооценивания проведенного урока.6. Виды схем анализа урока.7. Цели посещения уроков.8. Правила проведения анализа урока.9. Типы и структура уроков (по Ю.А. Конаржевскому).10. Классификация нестандартных уроков.11. Способы обучения.12. Методы обучения.13. Классификация педагогических технологий (по В.В. Химинцу).14. Виды учебной деятельности учащихся на уроке. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Васильев Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. – М.: Просвещение, 1999. 2. Гнатюк Д. Педагогический анализ в деятельности руководителя школы. // Директор школы. – 2001. – № 29 – 32. – С. 67 – 88. 3. Зотов Ю.Б. Организация современного урока: Кн. для учителя / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Просвещение, 1984.4. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. – М.: Просвещение, 1986. 5. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. – Х.: Ранок, 2008. 6. Махмутов М.И. Современный урок. – М.: Педагогика, 1985. 7. Онищук В.А. Типы, структура и методика урока в школе. – К.: Радянська школа, 1976.8. Островерхова Н. Анализ урока: концепции, методики, технологии // Директор школы. – 2004. – № 25 – 26. – С. 3 – 12.9. Поташник М.М., Моисеев А.М. Управление современной школой (В вопросах и ответах): Пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования. – М., Просвещение, 1997. 10. Шарко В.Д. Современный урок: технологический аспект / Пособие для учителей и студентов. – К., 2006. 11. Щуркова Н.Е. Воспитание на уроке. – М.: Педагогический поиск, 2007.