Презентация к занятию по основам философии на тему Методы и формы научного познания (2 курс СПО)


Методы и формы научного познания ПланНаучное познание и его особенности1Методы научного познания23Формы научного познания Научное познание - особый вид познаватеяьной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе. Основные особенности научного познанияобъективность добываемого знанияразвитость понятийного аппарата универсальность проверяемостьвысокий уровень обобщения знанийиспользование специальных способов и методов познавательной деятельностирациональность,  связанная с непротиворечивостью доказательностью и системностью Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать все в человеческом мире - будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако все, что наука делает своим предметом , она исследует со стороны закономерностей и причин. Научное познание имеет свои уровни, формы и методы. Уровни научного познанияЭмпири-ческийТеорети-ческийВыявление объективных фактов, как правило со стороны их очевидных связей.Выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений.  Формы научного познания.Эмпирические ТеоретическиеНаучный фактЭмпирический закон ПроблемаГипотезаТеория Научный факт (лат. factum - сделанное, совершившееся) - отражение объективного факта в человеческом сознании, т.е. описание посредством некоторого языка. Эмпирический закон - объективная, существенная, конкретно -всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.  Проблема - осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа. Проблема может быть теоретической или практической.Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для ее разрешения.  Гипотеза (гр. hypothesis - основа, предположение) – научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании. В ходе проверни гипотезы превращаются в теории: уточняются и конкретизируются, либо отбрасываются как заблуждение.  Теория (гр. theoria - наблюдение, рассмотрение, исследование) - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.  Структура теорииИсходные основания: фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы, ценностные факторы и т.д.Совокупность законов и утверждений, выведенных из теории.Идеализировнный объект данной теории.Логика и методология, применяемые для построения теории. Ключевой элемент любой теории - закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов. Метод ( от гр. methooos - путь исследования) понимается как орудие, средство познания . В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя) . Методы эмпирического исследованияоперациональныйэкспериментальныйлогико-математический (построение моделей)систематическое наблюдениесравнениесчетизмерение и т.п. Наблюдение - это метод направленного отражения характеристик предмета, позволяющий составить определенное представление о наблюдаемом явлении. В блок процедур наблюдения входят описание, измерение, сравнение. Метод моделирования основан на изучении объекта по теоретической схеме. Анализ и синтез. Эмпирический анализ - это просто разложение целого на его составные, более простые элементарные части. Синтез - это, наоборот, - соединение компонентов сложного явления. Индукция и дедукция. Индукция может быть определена как метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего. Дедукция - это метод перехода от знания общих закономерностей к частному их проявлению. Исторический и логический методы  основаны на диалектике, т. е. взаимопревращении исторического и логического (изучая предмет логически, мы реконструируем его историю) Интегрирующим научным методом, включающим в себя все предыдущие методы как моменты, является метод восхождения от абстрактного к конкретному.  В процессе движения теоретической мысли можно выделить три этапа:эмпирическое исследование непосредствен-но, чувственно-конкретно данного предметаэтап восхождения от чувственно-конкретного к исходной абстракции, к познанию сущности предметаэтап возвращения к "покинутому" в процессе абстрагирова-ния предмету на основе знания его собственной сущностиЭто теоретический системный метод, состоящий в таком движении мысли, которое ведет исследователя ко все более полному, всестороннему воспроизведению предмета.  таблица, координирующая принципы, формы и методы научного познания  Теоретичес-кие методы (основные)Формали-зацияАксиомати-ческий методструктурный методСистемный подходМоделиро-ваниеИдеализа-ция Формализация - отображение содержательного знания в знаково-символическом виде (формулами), что связано с построением искусственных языков (язык математики, логики, химии и т.п.). Над формулами можно производить операции. Тем самым операции с мыслями о предметах заменяются действиями со знаками и символами. Аксиоматический метод - способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения - аксиомы (постулаты), из которых все остальные утверждения этой теории выводятся из них чисто логическим путем, посредством доказательства.  Идеализация - мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в действительности ("точка", "идеальный газ" и т.п.). Идеализированный объект выступает как отражение реальных предметов и процессов. Моделирование - метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте – модели. Системный подход - рассмотрение объектов как систем. Структурно-функциональный (структурный) метод строится на основе выделения в целостных системах их структуры - совокупности устойчивых отношений и взаимосвязей между ее элементами и их роли относительно друг друга Важнейшие принципы диалектического методаОбъективностьВсесторонностьКонкретностьИсторизмПринцип противоречия Таким образом, можно прийти к следующим выводам:Наука - это сложное многогранное общественное явление: вне общества наука не может ни возникнуть, ни развиватьсяНаука стала использовать такой логический аппарат, который наиболее приспособлен для фиксации нового деятельностного подхода к анализу явлений действительности.Все методы научного познания всегда используются в комплексе. Вопросы и задания:1. Что такое научное познание? Каковы его особенности?2. Объясните понятия гипотезы, теории.3. Что понимается под терминами «метод»?4. 5. Чем научное познание отличается от вненаучного познания?5. Охарактеризуйте уровни научного познания.6. Какие общелогические методы познания существуют? Дайте им характеристику.7. Охарактеризуйте методы эмпирического научного познания.8. Какие бывают методы теоретического научного познания?9.  Ф. Энгельс писал: «Индукция и дедукция связаны между собой столь же необходимым образом, как синтез и анализ. Вместо того чтобы односторонне превозносить одну из них до небес за счет другой, надо стараться применять каждую на своем месте, а этого можно добиться лишь в том случае, если не упускать из виду их связь между собой, их взаимное дополнение друг друга». В чем проявляется взаимосвязь индуктивных и дедуктивных методов познания? Источники:https://www.google.ru/search?q=наука+картинки&http://wiki.pskovedu.ru/index.phphttp://togan1.narod.ru/poznanie/theme5.htmlhttp://wiki.pskovedu.ru/index.php/Методы_научного_познанияhttp://compendium.su/social/vazhenin/19.html Спасибо за работу