Календарно-обрядовый фольклор. Урок литературы. 6 класс.


Обрядовый фольклор.Календарно – обрядовые песни Обряд – это совокупность символических действий.Причина возникновения обрядового фольклора – зависимость человека от природы. Человек искал покровительства у природы, совершая обряды Периодизация обрядовой поэзии По временам года:1) Зима.2) Весна.3) Лето.4) Осень Календарно – обрядовые песни зимнего цикла. Колядки Композиция колядки:приход праздника;характеристика дома;величание хозяев;просьба об угощении;обещание наградить хозяев;угроза. Масленичные песни Масленица – последняя неделя перед постом (за 7 недель до пасхи). Масленица представала в образе человека (чучело), символизировала растительную силу Масленица отличалась веселыми гуляниями, застольем.В масленичных песнях величали Масленицу, а когда провожали – ругали. Ведь проходит праздник быстро, а впереди – Великий пост.Последнее воскресенье на масленичной неделе – Прощеное.Масленица сопровождалась кулачными боями.Заканчивалась Масленица сожжением чучела. Весенние песни Люди желали ускорить приход весны. Для этого использовался обряд кликания весны (выкликание песен – веснянок). Эти песни сопровождались выпеканием хлеба, птичек. Хозяйки выносили хлеб за околицу и клали его на землю со словами: «Вот тебе, матушка – весна». Птичек прикрепляли к крыше на нитки, чтобы они «летали».В Москве была традиция 25 марта покупать птиц и отпускать их на волю, что было символом прихода весны. Летние песни Троица (через 7 недель после Пасхи) – летний праздник, связанный с расцветом природы.Дома украшали цветами, травами. В дом приносили березу, наряжали ее.Водили хороводы, гадали.Считалось, что в это время сильна связь с миром духов. Осенние песни Связаны со сбором урожая.Последний сноп (сноп – баба или сноп – дед) получал почести, т.к. ему приписывались целебные свойства.Обряд «завивания бороды» (последние колоски связывали) был призван сохранить силу земли.Женщины катались по полу и закликали.