Презентация к уроку литературы в 10 классе по поэме А.С.Пушкина Медный всадник
Поэма А.С.Пушкина «Медный всадник» Интерес А.С.Пушкина к личности Петра I Пётр I – великий исторический деятель, символ преобразовательной мощи человечества. Пётр I - сложная, противоречивая личность. Пушкин, зная историю своего прадеда Ганнибала, чувствовал свою особую связь с Петром I. Россия слишком мало известна русским.А.С.Пушкин История создания поэмы «Медный всадник» Петербургская повестьначата поэтом 6 октября и завершена«31 октября 1833 г. 5ч. 5 минут утра» Историческая основа поэмы «Медный всадник» 1700г. Историческая основа поэмы «Медный всадник» 1703г. Историческая основа поэмы «Медный всадник» 1824 г. Разрушены 462 дома, повреждены 3681.Утонули от 200 до 600 человек, многие пропали без вести.Погибли 3600 голов скота. Особенности композиции поэмы «Медный всадник» подзаголовок (соединение двух тем: исторической ,величественной и темы простого человека);предисловие, подчёркивающее достоверность описанных событий; вступление; деление на части. Композиционный план Вступления История постройки городаГимн городу от лица поэтаПожелание городу красоты и стойкости, спокойствия морской стихииПереход к «печальному рассказу» Роль вступления к поэме А.С.Пушкина «Медный всадник» Какой образ Петра I создан во вступлении к поэме? Найдите средства художественной выразительности, показывающие отношение автора к деятельности Петра I.Каково авторское отношение к городу? Особенности конфликта в поэме А.С.Пушкина власть «маленький» человек природа человек стихия город мифологическое реальное история личность Петербург – город резких конфликтов, неразрешимых противоречий Какими способами изображена разбушевавшаяся стихия?Что узнаём о Евгении из 1 части поэмы?Что меняется в Евгении в разгар наводнения?К каким философским обобщениям приводит читателя Пушкин в конце первой части?Чьими глазами мы видим памятник Петру I? В этой поэме видим мы горестную участь личности, страдающей как бы вследствие избрания места для новой столицы.В.Г.Белинский Петербург – город резких конфликтов, неразрешимых противоречий Какие детали подчеркивает поэт в картине конца наводнения? Каким изображен Евгений в сцене поисков затопленного дома Параши?Для города Петра наводнение — это не исключение, а правило, а для Евгения — крах всей его жизни. Подберите цитаты, доказывающие эту точку зрения? Что стало причиной бунта Евгения ? Подберите аргументы в доказательство каждой точки зрения.Каковы причины превращения Евгения из бедного чиновника в безумца, грозящего царю и самодержавию? «Поединок двух всадников» "Пушкин стремится всеми средствами сделать одного из них - Петра - сколько возможно более «великим», а другого - Евгения - сколько возможно более «малым», «ничтожным». «Великий Петр», по замыслу поэта, должен был стать олицетворением мощи самодержавия в её крайнем проявлении; «бедный Евгений» - воплощением крайнего бессилия обособленной, незначительной личности» Брюсов В. «Ремесло поэта» Итог урока В чем двойственность петровских преобразований в России? Как претворились в жизнь его думы о величии России и новом городе? Какова оборотная сторона этих преобразований? Почему стихия противоречит разумной воле Петра? Согласны ли вы с такой трактовкой поэмы? Аргументируйте свое мнение. В поэме «Два Петра: Петр живой и Петр - Медный всадник, кумир на бронзовом коне. Два Евгения: заурядный бедный чиновник, покорный судьбе, мечтающий о своем нехитром счастье, и Евгений безумный, взбунтовавшийся, поднявший руку на царя. Даже не на царя - на власть. Два Петербурга: Петербург прекрасных дворцов, набережных, белых ночей и внутреннего, рядом с ним, бездушья чиновничьей столицы, жестокий город, в котором будет жить Раскольников. Две Невы... Расщепление проходило сквозь всю поэму, через весь ее образный строй» Гранин Д. Два лика. Использованные материалы Н.В.Беляева, А.Е.Иллюминарская. Литература. 10 класс. Поурочные разработки. М., «Просвещение», 2008http://helena1.jimdo.com/infourok.ru›referat…petra_i…pushkina__-187358.htm